Мы много лет говорим о том, что Украина банкрот, государство на грани катастрофы и так далее. Однако по ситуации, к примеру, в Киеве этого не видно. Почти на каждые 100 метров - 10 самых современных дорогих машин, которые в некоторых странах Европы - редкость.

Что спасает нас от катастрофы? Есть очень хорошая пословица: волков бояться - в лес не ходить. Украинский народ уже давно перестал бояться. Он знает, чего хочет, действует решительно и за все свои действия берет ответственность на себя. К сожалению, о нашей власти сказать этого нельзя.

Последний вопиющий пример - это ситуация с налоговой реформой. Будучи не готовым к кардинальным изменениям, Минфин избежал открытой дискуссии по этому вопросу и разработал свой налоговый кодекс за закрытыми дверями. Результат - общество его не восприняло, президент раскритиковал и призвал к поиску компромисса. 

Я далеко не первый, кто присоединился к важной дискуссии вокруг налоговой реформы. Претендовать на системный анализ существующих вариантов налоговых кодексов я не буду, остановлюсь лишь на одном из многих вызовов, на который должна ответить налоговая реформа: это теневая экономика.

Читайте также Серая зона. Пять мифов украинской теневой экономики

Недавно руководство Минфина Украины заявило, что уровень теневой экономики в стране - 70%. Анализ налоговых инициатив правительства подтверждает, что там не верят в то, что налоговая реформа выведет экономику из тени. Первоначальные предложения Минфина вообще не предусматривали существенного снижения налоговой нагрузки. Из четырех основных налогов налог на прибыль и НДФЛ предлагалось повысить до 20% (с 18 и 15% соответственно), НДС - оставить без изменений и только ЕСВ снизить с 40% до 20.

Новые компромиссные предложения несколько лучше: по налогу на прибыль и НДФЛ в 2016 году - 18%, в 2017-м - 17%, НДС и ЕСВ - 20%. Но и такие изменения означают, что снижение налоговой нагрузки произойдет лишь по двум налогам - на прибыль и ЕСВ, а НДФЛ повысится. Декларации, которые мы слышали в начале "реформирования" налоговой системы, о необходимости комплексной детенизации экономических процессов и вариант Налогового кодекса, который Минфин показал публике через три месяца титанической работы, ничего, кроме удивления, не вызывают. И это если оперировать исключительно цензурными выражениями.

Экономика любой страны состоит из легальной и теневой частей. И большинство экспертов пытаются ответить на вопросы: каковы масштабы теневой экономики в стране? Что является причиной тенизации? Насколько эффективны государственные методы в борьбе с тенью?

Для начала нужно определиться, что именно представляет собой теневая экономика. Ведь от неоднозначной интерпретации понятия формируются различные оценки размера теневой экономики.

Определений теневой экономики очень много, но суть их сводится к тому, что это: легальная деятельность субъектов рынка с занижением обязательств перед обществом и, соответственно, получением незаконной выгоды; криминальная деятельность, например, продажа наркотиков; нелегальная незарегистрированная, но условно неуголовная деятельность, например производство и продажа продукции, произведенной в "подпольном цеху".

По расчетам Минэкономразвития, в I полугодии 2015 года уровень теневой экономики составил 42% от официального ВВП, что почти в два раза выше уровня в европейских странах. По расчетам австрийского эксперта, профессора экономики Фридриха Шнайдера, средний уровень теневой экономики в странах ЕС составляет 18,3%, в то время как его оценка в Украине колеблется в пределах 46-53%.

Расхождения оценок по определению уровня "тени" обусловлены тем, что четких алгоритмов проведения таких расчетов не существует, а применение каждого из них имеет свои сильные и слабые стороны. Но все соглашаются с тем, что в Украине "в тени" находится все же значительный объем экономической деятельности.

Но больше интересуют не методологические различия в оценках, хотя они невелики, а то, каким образом власти Украины пытаются исправить ситуацию. Если до 50% экономики находится в тени, то чем реально управляет правительство и НБУ? Ведь такой уровень тенизации априори нивелирует действенность рычагов государственного управления. Если ситуацию не исправить, то правительство и дальше будет продолжать имитировать управление процессами и объектами, на которые оно практически не влияет.

Чтобы определить детенизацию приоритетом, для начала надо точно диагностировать первопричины ухода бизнеса в тень. При прочих равных условиях чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики. Это аксиома

Оставляя в стороне криминальную составляющую, в остальном все научные экономические источники единодушны: при равных условиях чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики. Это аксиома. Находясь в тени, предприятия за неуплату высоких налогов получают преимущества над добросовестными плательщиками и вытесняют их с рынка.

Тенденция экономики в Украине в последние годы не столько отражение реакции экономических агентов на кризисные явления в экономике, сколько результат принятых государственных решений. Для решения проблем с наполнением бюджета применяется усиление и так довольно большой фискальной нагрузки, бесконечные несистемные нововведения создают хаос, и бизнесу не остается другого выбора, как уходить в тень. Разве нормально для экономики, которая находится в стагфляции, перевыполнение доходной части бюджета? В условиях, когда падение ВВП составляет около 12%, доходная часть государственного бюджета перевыполнена на 3,6%, или на 13,6 млрд грн, а по сравнению с прошлым годом - номинально больше в полтора раза.

Также главными первопричинами тенизации являются многочисленные сложные бюрократические процедуры, недоверие к власти, неэффективность судебной системы и высокий уровень коррупции. По данным рейтинга Глобальной конкурентоспособности 2015/2016, Украина среди 140 стран занимает критическую позицию по следующим индикаторам: "восприятие коррупции" - 142-е место; "надежность работы правоохранительных органов" - 133-е место; "эффективность государственных и общественных учреждений" - 130-е место; "независимость судебной власти" - 132-е место; "защита прав собственности" и "защита прав интеллектуальной собственности" - 132-е и 120-е места; "влияние налогов на стимулы к труду" - 121-е место. В последнем рейтинге "Ведение бизнеса-2016" (Doing Business-2016) Украина по субиндексу "уплата налогов" заняла 107-е место среди 189 стран.

Подводя итог, можно отметить, что основные причины тенизации - высокая налоговая нагрузка и неэффективная система управления. А если так, то главными путями детенизации должны стать налоговая реформа с существенным снижением налоговой нагрузки и реальная реформа системы администрирования налогов. Это все должно повысить "рентабельность" работы в легальном секторе и тем самым помочь бизнесу выйти из тени.

Сегодня же власть преимущественно решает вопрос детенизации путем поиска исключительно административных методов. Это, судя по результату, крайне неэффективно. Власть просто забывает о природе возникновения теневой экономики.

Все усилия правоохранительных и контролирующих органов должны быть направлены в первую очередь на борьбу именно с уголовным проявлением теневой экономики. Именно по результатам этой деятельности и должна оцениваться эффективность работы правоохранительной системы страны. Что касается некриминальной экономической сферы, то к ней необходимо применять пряник, а не кнут. Надо добиваться, чтобы бизнес сам начал легализовать свою хозяйственную деятельность и был заинтересован работать в стабильных условиях, стремясь расширять производство, которое должно стать основой устойчивого экономического роста.

И не надо бояться, что бизнес не выйдет из "тени". У Украины уже нет другого выхода. Или мы идем на реальную, а не декларативную налоговую либерализацию, или теряем последний шанс в борьбе за потоки капитала в мире, за свою экономическую мощь, способную конкурировать с мировыми лидерами за рынки продукции с высокой добавленной стоимостью.

Если Минфин в этой борьбе - слабое звено, то надо от него избавляться. Проводя сегодня косметическую реформу государственного управления, мы сводим ее к простому слиянию или, наоборот, разделению некоторых государственных учреждений. Однако суть реформы должна заключаться не в этом. Наша цель - перезапустить экономику, создать условия для развития, а не для деградации производства, а следовательно, необходимо усиливать функции государственных институтов, отвечающих за развитие, в частности, Минэкономразвития. Студенту 2-го курса известно, что основными инструментами воздействия государства на развитие экономики являются фискальная и монетарная политики. Поэтому функция формирования финансовой политики как одного из основных инструментов влияния на развитие экономики должна быть у Минэкономразвития. Планированием бюджета должно заниматься Минэкономразвития. А за непосредственное исполнение бюджета, администрирование налогов должны отвечать другие институты. Тогда все решения по финансовой политике будут рассматриваться как через призму влияния на экономику, так и через призму выполнения бюджета и баланса между интересами всех субъектов рынка. 

Автор - Богдан Данилишин, академик НАН Украины, министр экономики в правительстве Юлии Тимошенко (2007-2009)