“Cash… Do you like cash? Do you like finding cash?” - едкая фраза из подкаста, который прослушивал за рулем львовский бизнес-девелопер. Так получилось, что он подвозил нас с женой из Чернигова домой. Путь был неблизок. И наш новый знакомый, видимо, подтягивал уровень английского. Коуч из подкаста по несколько раз повторял одни и те же вырезки из новостей, идиоматические выражения. И слово cash, а также связанные с ним фразы крепко засели у меня в голове. Чуть позже подключилось и ассоциативное мышление, породившее цепочку аналогий, которыми захотелось поделиться.

Итак, сash - деньги в банкнотах. По сути, хорошо напечатанные на качественной бумаге символы, обозначающие стоимость чего угодно в рамках общественного договора. В свое время банкноты пришли на смену золоту, а золото заменило собой массу других первобытных измерителей: ракушек, жемчужин, скота, зерна, мехов, шкур…

Бумага и нанесенные на ней знаки - это наиболее ликвидный товар, который стал деньгами. Качественную купюру сложно подделать, удобно хранить, перевозить, можно напечатать в большом количестве. С золотом было сложнее. Но базовый принцип тот же.

К чему этот краткий экскурс? Вот что кажется мне интересным: принято считать, что мир движется от бумажных денег в сторону cashless economy, когда деньги (они же наиболее ликвидный товар) станут электронными. И будет примерно то же самое, просто чуть быстрее и удобнее: скорость обращения денег становится равной скорости света в оптических каналах связи, валюту можно хранить в виртуальных кошельках. В общем, правительства вздохнули с облегчением: все чики-пики - появится теперь электронный доллар, электронная гривня, электронный евро и так далее.

Новая мера стоимости

Но, кажется, деньги свернули с фарватера. И теперь движутся куда-то совсем в другую сторону. Если символом денег прошлого был ценный металл, качественная бумажная банкнота, то самым ликвидным явлением нынешнего времени можно назвать электронное хранение, обработку и передачу данных. Иными словами, глобальный интернет. С виду все свойства те же, что и раньше. Но, в отличие от прежних идеальных мерил, у интернета нет единого центра. Нет организации, которая бы занималась его добычей, эмиссией, печатью и распределением между всеми. 

Читайте также - Уроки Давоса. Экономика людей или сырья: выбор за Украиной

Интернет не стал мириться со старой денежной парадигмой (калькировать бумажные деньги в электронном виде) и породил свою. Наивысшую ценность имеет вычисление само по себе. А цепочка однородных, похожих друг на друга как две капли воды вычислений, которые нельзя ни подделать, ни удалить, и есть деньги. Так появились криптовалюты. Сложно поспорить с тем человеком, который скажет, что биткоин и ему подобные альткоины сильно напоминают попытку создания альтернативных денег в постсоветское время - пирамиду МММ. Произнося слово "пирамида", важно понимать, что у "финансового стартапа" Сергея Мавроди могла быть и иная судьба - потеснить слабые на то время правительственные эквиваленты денег. Но обстоятельства сложились иначе.

Криптовалюты сейчас примерно в таком же статусе, что и МММ в 1990-х. В статусе неопределенности. Как поведут себя мировые правительства по отношению к новой мере ценности? Воспримут ли ее все торговцы или посчитают угрозой для себя? Нет пока даже приблизительного ответа на этот вопрос. Покуда ясности не будет, волатильность новых денег будет высока, так же, как и каждое новое изменение в их только начинающейся истории будет казаться гораздо более значительным, чем у классических валют, переживших многое. Вчера курс биткоина превысил $10 000. И видимо, это не предел.

Читайте также - Вечный отпуск. Как Украине заработать на универсальном доходе

Но и это, пожалуй, не самое главное. Вряд ли здесь есть какие-то свежие мысли. Гораздо интереснее наблюдать, по какому принципу появляются криптоденьги. Классическая валюта появлялась по государственному признаку. Есть государство (или союз стран) - есть местная валюта. У биткоина и альткоина совсем другие рамки. Есть глобальные валюты, которые доступны везде и для всех. Есть профессиональные токены. Например, Haken для белых хакеров, Ripple - для банкиров, Propy - для агентов недвижимости.

О чем это может говорить? Своя валюта появляется не там, где живtт отдельная нация, то есть по территориальному признаку, а, наоборот, там, в тех сферах, где переход на глобальные рельсы и отказ от привязки к местным расчетам может принести большие дивиденды. Если недвижимость можно будет без проблем покупать в любой стране мира, то это создаст ценность, которой не было ранее. 

Теперь о будущем 

Вряд ли деньги в виде вычислений - это тот товар, который будет обладать наибольшей ликвидностью в будущем. И на то есть веские причины. Сами по себе вычисления рискуют потерять свою эксклюзивную ценность, как только в мире появятся доступные квантовые компьютеры, способные за минимальную единицу времени производить столько вычислений, сколько целый датацентр, предположим, за год.

Что же будет нашей главной ценностью, нашей единицей расчетов тогда, когда искусственный интеллект будет решать все даже самые сложные задачи, стоящие перед человечеством? Варианты идеальных мерил ведь, кажется, закончились. 

Возможно, зацепки для ответа на этот вопрос можно найти уже сейчас. В социальной сети Nimses, которая появилась этим летом, каждому новому участнику начислялось определенное количество нимов (внутренних виртуальных денег) "при рождении". После чего он мог зарабатывать или тратить нимы, выражая себя и свои эмоции. Например, за удачное фото увидевшие его могут проголосовать внутренней валютой. И за эти виртуальные деньги потом можно было купить вполне реальный кофе в Киеве.

Нимы в том виде, в котором они существуют сейчас, похожи скорее на маркетинговый эксперимент, нежели на новую форму виртуальной валюты, которая однажды захватит весь мир. Но качества, которыми они обладают, позволяют выудить кое-что еще очень важное. Главную ценность в этой экосистеме представляют действия пользователей или даже сами пользователи, если, например, они являются звездами. Здесь можно провести некую параллель с системой рекомендаций пользователей, которые становятся важнее, чем реклама, как в глобальных сервисах (Uber, Airbnb), так и для частных бизнесменов. Чем больше людских рекомендаций у товара или услуги, тем дороже может он стоить. Рекомендации (или мнения реальных людей) в принципе и формируют стоимость.

Читайте также - Цифровые колонии, или Когда государства исчезнут

В эпоху искусственного интеллекта, которая неминуемо наступит, если, конечно, Земля не столкнется с гигантским астероидом, самым ценным товаром могут стать сами личности. То есть люди. Набор их уникальных качеств и умений, вполне возможно, и будет главным мерилом стоимости чего угодно. Прочие деньги, которые служили нам посредниками многие тысячелетия, вероятно, навсегда уйдут в прошлое. А с ними, надеюсь, и проблемы, которые посредники часто доставляют.

Девелопер из Львова подвез нас до самого дома. Он сказал что-то вроде "Заплатите символически". Если при знакомстве в Чернигове мы четко согласовали с ним стоимость проезда, то к концу пути разговорились и смекнули, что можем быть друг другу полезны. Само знакомство стало вдруг ценнее заработанных денег.  

Автор - Стас Юрасов, редактор рубрик Технологии, Телеком, Свой Бизнес