К совладельцу группы Приват Игорю Коломойскому возникали претензии и раньше, при каждом составе Кабмина. Я не удивлюсь, если и нынешняя власть поставит перед бизнесменом ряд вопросов. Одним из подтверждений тому являются сообщения СМИ о налоговых проверках региональных автозаправочных станций Авиас, Укрнафта и АNP, которые торгуют топливом Кременчугского НПЗ, подконтрольного Коломойскому (в пресс-службе налоговой информацию о проверках заправок официально не подтвердили, но и не опровергли, посоветовав обращаться в региональные отделения, - ред.).

Стиль ведения бизнеса Коломойского - безапелляционный и агрессивный.  Поэтому не стоит удивляться, что его бизнес могут, образно говоря, пощипать. Однако не думаю, что кто-то будет отбирать у Коломойского именно розничный бизнес. Это очень серьезный актив - разветвленная сеть АЗС по всей Украине сопоставима разве что с размахом ПриватБанка.

(Подробнее: Полный бак. Топ-10 крупнейших сетей АЗС)

В то, что у бизнесмена действительно отберут сеть АЗС, верится слабо. Даже если будет достигнут некий компромисс относительно продажи розничного бизнеса, покупателю придется заплатить очень высокую цену. Если кто-то все же попытается отобрать приватовские заправки, можно предположить, что за них развернется жесткая борьба. Коломойский просто так не поступится своими интересами. Следует принимать во внимание лоббистские связи бизнесмена в ЕС, в европейских еврейских кругах, что может оказать серьезную поддержку бизнесмену в вопросах защиты активов.

Стиль ведения бизнеса Коломойского - безапелляционный, агрессивный.  Поэтому не стоит удивляться, что его бизнес могут, образно говоря, пощипать
Я не исключаю, что речь здесь идет не столько о принадлежащих Привату АЗС, сколько о другом привлекательном активе, в частности, о ПАО Укрнафта. Со стороны власти часто звучат претензии к работе компании, говорится о необходимости навести в ней порядок. Однако никаких шагов в этом направлении до сих пор не было предпринято. Хотя формально контроль над Укрнафтой все еще находится в руках государства (в виде 51% акций), де факто компанией управляют структуры Коломойского, которому принадлежит около 42% акций. И я не исключаю, что на бизнесмена давят, в том числе, чтобы заставить его отдать или продать акции Укрнафты.

Подоплека сложившейся ситуации, на мой взгляд, очевидна. Укрнафта, которая, по сути, подконтрольна бизнесмену, одновременно является и уязвимым местом Коломойского. Власть знает, куда надавить, чтобы добиться необходимого результата.

Что же касается других бизнес-групп в этом сегменте, то я не вижу пока особой выгоды для власти в том, чтобы оказывать на них давление. Но если такая необходимость все же возникнет, давить на их будут  по-другому. Например, если взять сеть АЗС WOG, подконтрольную бизнесмену Игорю Еремееву, то достаточно будет угрозы введения импортной пошлины на нефтепродукты.  WOG сильно зависит от импорта, и при введении пошлин Еремеев начнет зарабатывать намного меньше, чем без них. На Приват такие угрозы не возымеют действия - на Коломойского нужно оказывать давление иначе.

Дмитрий Марунич, эксперт энергетического рынка