29 сентября 2014 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о геноциде русскоязычного населения на Донбассе. Свой указующий перст Следственный комитет направил на должностных лиц Вооруженных сил Украины: министра обороны Украины Валерия Гелетея, начальника Генштаба Виктора Муженко, командира 25-й бригады Вооруженных сил Олега Микаса. Именно они, по утверждению СК РФ, совершили ряд таких деяний как организация убийств, применение запрещенных средств и методов ведения войны и даже геноцид.

Могут ли российские следователи возбуждать дела против лиц вне территории РФ? По национальному законодательству РФ, которое, как мы надеемся, не могут не знать представители Следственного комитета, действие уголовного закона по отношению к лицам, которые совершили преступление вне территории РФ регулируется ст. 12 Уголовного кодекса этой страны. Несмотря на активные попытки РФ устранить понятие "вне территории РФ" как явление, другие страны обладают территориальным суверенитетом. Часть 3 ст. 12 Уголовного кодекса РФ гласит, что сфера его действия распространяется на иностранцев, лиц без гражданства, которые не проживают постоянно на территории РФ, если они совершили преступление вне территории РФ, если оно направлено против интересов РФ, ее гражданина, лица, которое постоянно проживает на территории РФ. 

Украина имеет гораздо больше оснований для привлечения к отвественности российских военных, совершивших преступления на нашей территории

Читаем еще раз внимательно и делаем вывод: СК РФ ошибся адресом, поскольку в действиях тех, к кому пришли, отсутствует состав выбранного, очевидно, рендомным способом из обилия статей УК, преступления. Речь идет об украинских гражданах на территории Украины. Никакой связи с гражданами или интересами РФ в указанном "деле" не прослеживается.  На этот случай РФ любит использовать термин "русскоязычное население". Однако, кроме политической риторики он не отображен ни в одном правовом документе. Международные договора с РФ о правовой помощи также не предусматривают случаев привлечения правоохранительных органов к защите "русскоязычного населения".

Дальше смотрим предъявленные основания: украинским военным инкриминируют ст. 357 УК РФ "Геноцид" и ст. 356 УК РФ "Применение запрещенных средств и методов ведения войны". Если верить заявлениям российского руководства,  РФ не ведет войны с Украиной. Но, согласно логике СК РФ, украинские военные "совершили преступления"  вне территории России против интересов РФ, ее граждан или лиц, которые постоянно проживают на территории РФ (упомянутая выше часть 3 ст.12 УК РФ). 

Теперь обратим юридический взгляд на Женевские Конвенции 1949 года: война содержит несколько основных признаков (формальный акт объявления, прекращение дипломатических отношений между воюющими государствами, аннулирование двусторонних договоров, начало действия специального правового режима по частичному ограничению прав человека и т.п.). Согласно международному праву, война является вооруженной борьбой нескольких государств или их групп. Снова возникает вопрос о фактическом признании РФ своей роли в войне с Украиной.

РФ как страна с имперским комплексом испытывает болезненную тягу к большому и громкому. Использовать статью из УК, где не было бы слова "геноцид", было бы неуважением к империи. Само определение геноцида, которое содержится в УК РФ близко к определению, содержащемуся в ст. 6 Римского устава Международного уголовного суда. Кроме громких заявлений, хотелось бы посмотреть на доказательную базу. Если она вообще есть.

Очевидно, хочется привлечь граждан Украины к ответственности хоть за что-нибудь. Но не получится. Есть объективная, субъективная сторона преступления и  доказательства. РФ, безусловно, привыкла нарушать международное право. Но если не будешь уважать свое национальное законодательство, то и никто не будет.

Можно дать несколько советов инициатором подобного "дела". Поскольку под юрисдикцию РФ все инкриминируемые действия украинцев не подпадают, СК РФ может обратиться в Международный уголовный суд, к компетенции которого и относится рассмотрение дел по геноциду. Римский статут не ратифицировала ни Украина, ни РФ. Пункт 3 ст. 12 Римского статута позволяет разово обратиться с заявлением о рассмотрении конкретного преступления. Главное, перебороть себя и обращаться с просьбой, а не с требованием, как указывается в шаблонных документах РФ. Еще придется соблюдать процедуру (ох уж эти предрассудки!): МИД РФ должен обратиться к секретарю Международного уголовного суда с заявлением о признании юрисдикции касательно конкретного дела, а прокуратура - к прокурору Международного уголовного суд со всеми материалами, на которые они опираются как на доказательную базу. Как говорят в Украине - "Хай щастить!". Во-вторых, можно обратиться к Украине с требованием провести расследование тех или иных деяний на территории Украины. 

Что, в свою очередь, может предпринять украинская сторона?  Уголовный кодекс Украины предусматривает, что лица (в том числе и иностранцы), которые совершили преступление на территории Украины, привлекаются к ответственности по УК Украины. Совершенным на территории Украины преступление будет, если оно начато, продолжено, закончено или прекращено на территории Украины. Таким образом, соучастие в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 110, 110-2 УК Украины ("Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины", "Финансирование действий, осуществленных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата власти, изменения границ территорий или государственной границы Украины") просто очевидно. Правовых оснований для привлечения к ответственности воюющих в Донбассе россиян у украинского государства гораздо больше.

Предусмотреть дальнейшие действия такого оппонента как СК РФ сложно, поскольку логика и здравый смысл там не в чести, как и уважение к праву.  Возможно, глубоко обеспокоенное международное сообщество сможет дать соответствующую правовую и психологическую оценку  действиям СК РФ. 

Ксения Проконова, адвокат практики правовой безопасности бизнеса АО Юскутум