Сегодня в Украине - День адвокатуры. За пределами адвокатского сообщества этот праздник не особо чтим. Если бы не повышенное количество людей в дорогих костюмах, орущих под караоке, то окружающие вообще могли бы не заметить ничего особенного сегодня. Просто люди не до конца осознают роль этой профессии.

Как часто мне, коренному адвокату, доводилось слышать, что юристы только все усложняют. Вот, понимаешь, понаписывали договоров, понапридумывали законов, сами себе работы наделали, людям только жить мешают. Эту фразу я слышал множество раз, в разных диапазонах интеллигентности. Но всегда неизменным представлялась картина мира без юристов: веселые люди заняты работой, по дорогам гуляют дети, а в здании прокуратуры открыт санаторий для пожилых людей.

И вот судьба предоставила возможность взглянуть на этот утраченный Эдем. Среди потока новостей из потустороннего мира под названием ДНР/ЛНР этой осенью я профессионально выхватывал отдельные новости, которые мне, как адвокату, говорят о том образовании много больше, чем вся политическая аналитика вместе взятая.

Вот, к примеру, иск министра культуры ЛНР к Ирене Карпе. Чем не вершина доступности правосудия? Ей не потребовался юрист, чтобы изложить степень нарушения ее прав. Не нужны справки, в какой суд подавать, нет госпошлины. Вместо копания в запятых - ссылка на законы военного времени. И требование: наказать, взыскать моральный ущерб и расстрелять. Чехов вывел, что краткость сестра таланта. Так этот иск можно смело нести на Нобелевскую премию (более реалистичных путей наполнения бюджетов ЛНР все равно не предвидится).

Никаких тебе проблем с разделениями процессов на гражданский и уголовный, никаких заморочек с различными производствами и определениями. Взыскать моральный ущерб и расстрелять. Бабушки, которые судятся с ЖЭКами, завистливо вздыхают. Взыскать и расстрелять. Суду важно только указать очередность, а то ненароком можно сперва расстрелять, а потом - поди взыщи. Злобный ответчик уже умер и не дает торжествовать справедливости.

Сама высшая мера - расстрел, тоже открывает широкие горизонты для торжества справедливости.

- Ваша честь, он затопил мне квартиру, можно его расстрелять, пожалуйста.

Как промежуточную меру, подписку о невыезде, я понимаю, можно заменить выстрелом в ногу. Все просто и понятно. По-народному.

Теперь я с любопытством жду новостей о самом процессе. Мне крайне любопытно, как женщина, позировавшая в купальнике на грязной лавке с бутылкой пива, обоснует, что мультик оскорбил ее достоинство. Может, там экспертизу по поиску чести и достоинства назначат?

Или вот налоговый кодекс. Скольким не нравился украинский НК. Сколько было сломлено виртуальных перьев, охаяно его извилистые нормы. И тут народу представлено чудо краткости. 1 страница. Чехов нервно рвет волоски из бороды.

Кто там хотел простоты в налогах? Налетай! Пируем! Что ни фраза - то глыба, высеченная в целлюлозе. Большая четверка аудиторов может начинать масштабные сокращения. ДНР и ЛНР рвут рейтинги Doing Business. Копанка - 1000 грн. Тут не уклониться. И по-божески ведь.

А вот еще пример. Суд поднятием рук.

- Высшая мера расстрел. Кто за?

- А? Что дают? - переспрашивает соседку бабушка на галерке.

- Ниче, Никишна, руку просто подыми.

- Единогласно, признан виновным. Высшая мера. Следующий!

И как ведь просто и понятно обывателю. Нет никаких прений сторон. И что за слово такое - "прения"? От глагола "преть"? Фу. А тут - быстро, четко, понятно. Справедливость за 15 минут, фаст-фуд правосудие для бедных и убогих. Час суда в 3D.

И вот теперь, когда Вам покажется, что адвокат долго составляет документ или затягивает заседание, не спешите хаять эту профессию. Помните, что альтернативой является не санаторий для пожилых в прокуратуре, а ДНР/ЛНР.

С днем адвоката, друзья!

Артем Афян, управляющий партнер АО Юскутум