Последнее интервью Украинской правде  известного российского бизнесмена Константина Григоришина было, мягко говоря, не без интереса воспринято в украинском политическом сообществе. Российский не-олигарх (по его же словам) демонстрирует самого себя эдаким Прометеем украинской энергетики. Гражданин страны-агрессора предстает в наших глазах большим патриотом Украины. И такое иногда, кстати, бывает.

Григоришин в исполнении Григоришина - просто бизнесмен с активной гражданской позицией, которую он, по возможности, доносит до президента Украины Петра Порошенко. Иногда дает экспертные оценки тем или иным чиновникам в сфере энергетики и рекомендует (либо не рекомендует) их к назначению. Как у каждого героя, после обеда у Константина Ивановича по расписанию - подвиг. И вот мы узнаем, что он спасает непутевую Украину, уничтожаемую коварным коррупционером Яценюком, эффективно организовав переговоры об импорте электроэнергии из России. "У меня хорошие отношения с ИНТЕР РАО", - скромно говорит герой байопика, не забывая при этом упомянуть, что за такую опасную работу в тылу врага он ничего не требует взамен. Ни доли в энергетике, ни контракта на трансформаторы, ни даже украинского гражданства, к слову, раздаваемого в последнее время кому ни попадя.

Впрочем, текст этот - не о Григоришине. Не о Порошенко, ни даже о Яценюке, несмотря на мою принадлежность к "его" фракции (автор, депутат ВР, прошел в парламент по спискам Народного фронта - ред.). И уж тем более не о прогудевшем все свое влияние Ахметове. Речь о недальновидности политиков и адском колесе, из которого предстоит выбраться Украине для достижения подлинной государственности.

Дело в том, что у каждого президента Украины появляется свой герой, промышляющий подвигами на сопредельной российской территории. И даже формат медийных разоблачений протагониста, с антагонистом-премьером - жанр для украинской политики каноничный. Как Вагнер для немецкой оперы.

История каждого такого героя уникальна, пути тернисты и неисповедимы. Россию-матушку герой покоряет змеиной хитростью и кошачьим обаянием. Игорь Бакай ловит основателя Газпрома Виктора Черномырдина на охоте. Загоняет его в силки вместе с предправления этого РАО Рэмом Вяхиревым, влюбляет в себя - и спасает Украину выгодным контрактом. Президент Кучма в восторге. Майбах в гараже Бакая - просто совпадение, это все с подачи жены и на ее капиталы. Российское гражданство вручается Бакаю за достижения в сфере культуры. Кучма - в ауте.

Следующий герой, Дмирий Фирташ, замещает функционал Бакая на украинской политической сцене. Талантливый бизнесмен просто охмуряет  (ныне покойного) диктатора Туркменистана Сапармурата Ниязова. Каждый так может. Прилетаешь в Ашхабад, едешь в президентский дворец. И все: пришел, увидел, охмурил. Потом Фирташ обаял все руководство Газпрома. И стал спасать Украину, смешивая азиатский и российский газ в разных пропорциях. Могилевич? Что вы, белый бизнес не взаимодействует с криминалом! Ющенко - в долгу. Заводы-фабрики-пароходы Фирташа материализуются сами по себе, ведь РосУкрЭнерго - фактически неприбыльная богадельня. По крайней мере, так говориться в венском суде. А что касается позиции  героя по поводу невиновности Путина в донбасской бойне и киевской власти, которая не хочет мира - то это личная позиция человека. Австрия, свобода слова и все такое.

Теперь страну спасает Константин Григоришин. Скромный гражданин России, имеющий хорошие отношения с ИНТЕР РАО ЕЭС - полностью частной компанией, находящейся под управлением равноудаленных от Путина честных российских бизнесменов Сечина и Ковальчука

Теперь страну спасает Константин Григоришин. Просто гражданин России, имеющий хорошие отношения с ИНТЕР РАО ЕЭС - полностью частной компанией, находящейся под управлением равноудаленных от Путина честных российских бизнесменов Игоря Сечина и Ковальчука-младшего. Итогом переговоров с этими тайными бандеровцами становится подписание контракта с Россией о покупке электроэнергии. Взамен Украина не подписывает договор о поставках энергии с "федеральным округом Крым",  и может не признавать де-юре  аннексию - так как это все слухи, опечатки в документах, заговор и происки конкурентов, а никак не государственная измена.

Да, есть масса всего, что разделяет фигуры Фирташа и Григоришина. И главное здесь, вопреки очевидности - не гражданство. Главное - война. Тысячи погибших по вине Путина. Потерянные регионы Украины. Миллион обездоленных. Все это должно бы привести к взрослению общества и политического класса. Однако схожих черт в ролях Фирташа и Григоришина все же больше. И одна из них - ключевое непонимание украинскими политиками и гражданскими активистами методов работы России и ее вышедшего из спецслужб руководства.

К сожалению, до самой аннексии Крыма и до начала русской агрессии, многие игнорировали сигналы о неизбежности нынешнего российского сценария. Многие (и автор том числе)  полагали, что все эти риторические приемы о "крупнейшей геополитической катастрофе" 20-го века, о том, что "Украина - не государство" - всего лишь часть конвенционной политической борьбы, целью которой является не эфемерное геополитическое влияние, а конкретный распил транзитной коррупционной ренты. "На" Украине, так сказать, а не "в". В итоге, правы оказались те, кто трактовал мотивы российской клептоэлиты иррационально. Исходя не из естественной тяги человека к деньгам, а из противоестественных имперских комплексов. 

Теперь влияние того же Григоришина в Администрации президента, связи нашего героя с ближайшим кругом главного врага Украины, наличие в стране работающего бизнеса депутата Госдумы РФ Александра Бабакова, голосовавшего за аннексию Крыма и при этом владеющего внушительными пакетами акций в украинских энергокомпаниях  - все это говорит о том, что несмотря на полтора года агрессии России, в мозгах представителей украинского истеблишмента содержится проблема с оценкой угроз, исходящих от России.

Можно продолжать верить в сказки о независимых от Кремля бизнесменах, которые на свой страх и риск ведут бизнес в Украине. Можно наивно полагать, что какой-либо крупный российский бизнес может в принципе выжить без лояльного отношения к политике партии и лично к Владимиру Владимировичу. Но если вы считаете, что Газпром - это оружие России, а Фирташ - один из стволов этого оружия, то почему практически идентичная по структуре собственности ИНТЕР РАО ЕЭС, управляемая теми же друзьями Путина - это благотворительная организация, готовая подарить Украине выгодные условия контракта ради хороших отношений с другом Костей? А сам наш российский связной - меценат и филантроп? Почему эта версия принимается как данность? Потому что Григоришин сообщил о том, что Яценюк - коррупционер и редиска? Это достаточный повод ему верить? Что за сумасшествие?

Ведение бизнеса в Украине аффилированными с Кремлем структурами - это не просто аморально. Это опасно. Это расширение возможностей для гибридной агрессии, это дополнительные рычаги влияния, это экономический шантаж, это агентурные сети

Можно, конечно, смотреть на происходящее глазами московского либерала на зарплате или жадного до олигархических разборок украинского журналиста, которому эта тема застилает все на свете, включая саму Украину. А если оценить эту ситуацию глазами сотрудника КГБ Путина и системы, которую этот товарищ выстроил? Системы, в которой весь мир видится ареной заговора, пространством для создания агентурных позиций и рычагов влияния на гипотетического или фактического противника.

Именно для создания сетей влияния на орбите вокруг Кремля и вращают таких людей, как Фирташ или Григоришин. Или Бабаков. Иногда прямо, иногда опосредованно. Через всяких бандитов - бывших стукачей КГБ и проверенных менеджеров российских госмонополий. В зависимости от места дислокации им помогают адепты исключительно экономической составляющей отношений (в Европе) или "русского мира" (в экс-СССР). И это все - одна глобальная спецоперация. Криптовойна, которую Россия много лет ведет с Западом через Газпром, коррупцию, лояльные СМИ и экспертное сообщество. Та самая криптовойна против Украины, переведенная Путиным в гибридную, а потом в горячую фазу после бегства подведомственного Путину бандита Януковича. Зарабатывают ли все эти "уважаемые люди" по дороге к мировому господству? Несомненно.  Как несомненно и то, что в голове Путина есть куча мотивов и комплексов, застилающих коммерческую выгоду.

В этой войне не бывает "просто российских бизнесменов", которые просто ведут бизнес в стратегически важных для национальной безопасности отраслях украинской экономики. Есть резидентуры противника. В том или ином виде. С ведома первых лиц и владельцев - а часто и без их ведома. Это еще один фронт войны. Не такой уж и невидимый.

Новая военная доктрина Украины однозначно трактует Россию в качестве противника и главной угрозы. Именно поэтому из Украины надо вытеснять все российское присутствие. Российские банки, российское влияние на энергетику и инфраструктуру, медиа и телеком. Вопрос только в скорости такого вытеснения. В перспективе - никакого импорта российского газа, никакого импорта угля, электроэнергии, удобрений. Полный отказ не только от российской продукции и капитала. Ведение бизнеса в Украине аффилированными с Кремлем структурами - это не просто аморально. Это небезопасно. Это расширение возможностей для гибридной агрессии, это дополнительные рычаги влияния, это экономический шантаж, это агентурные сети.

И все это, конечно, не значит, что Ахметов - лучше, потому что у него украинский паспорт. Нет, этот человек должен уйти в прошлое вместе со своими коллегами-олигархами и политическими сателлитами, тормозящими развитие государства. Речь о том, что предложение ложного выбора между Ахметовым и Григоришином - это в лучшем случае манипуляция. В худшем - просто этап российской спецоперации. А что касается внутренней борьбы за ресурсы, должности и власть, которая несомненно будет продолжаться в Украине еще много лет, стоит напомнить, что в запале этой борьбы участники процесса могут развалить страну. Всякая борьба в этом случае потеряет смысл.

Сергей Высоцкий

Автор - депутат Верховной Рады, прошел в парламент по спискам Народного фронта

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.