Называющие себя проевропейскими демократами силы, пришедшие к власти на плечах и на крови Майдана, во второй раз в новейшей истории Украины не смогли сработаться. В Украине снова премьериада, парламентско-президентский кризис, угроза пророссийского реванша и полная неопределенность по будущему Кабинета министров. Что будет дальше, не рассмотреть не просто в перспективе, а даже в пределах видимости очень близорукого человека.

Определяющим в процессе разрешения (либо усугубления) кризиса должен стать период с 14 по 21 марта, когда Верховная Рада начнет работу после трехнедельных каникул. Политические журналисты устали писать о том, что практически весь прошлый месяц тяжеловесы украинской политики под покровом ночи и при свете дня, не жалея себя и других, вели ожесточенные кулуарные переговоры по вопросу будущего Кабмина.

Начавшаяся неделя должна ответить на ряд вопросов. Появится ли в Украине новое правительство, сформированное еще нынешним созывом парламента? Сохранит ли свое кресло Арсений Яценюк, пойдя на секторальное обновление Кабмина, отдав президенту новые куски исполнительной власти? Или же украинцам  предложат еще раз голосовать на досрочных выборах народных депутатов?

Робкие публичные игры в перспективу технократического правительства для Украины растаяли по двум причинам. С одной стороны, разбились о банальное нежелание основных игроков отказываться от привычных схем и потоков ради управления страной какими-то технократами. С другой стороны - президентской команде недолго удалось скрывать, что вбрасыванием фамилий Яресько, Шимкива и даже ни о чем не подозревающего Бальцеровича, они пытаются либо вырулить на вариант с Гройсманом, либо в очередной раз обмануть Запад и сформировать правительство Порошенко, в котором будет работать премьером технократ-ширма. 

В итоге, к 14 марта (первый день работы парламента после перерыва) у власти, а конкретнее, у президента выкристаллизовались два наиболее вероятных варианта. Первый вариант: прийти к согласию с премьером о таком формате существования Кабмина, где лидер Народного фронта оставался бы руководителем, сам НФ не покинул бы коалицию (или то, что от нее осталось), но реальные рычаги влияния перешли бы президенту.

Конкретнее: президенту жизненно необходим свой человек во главе МВД, без которого артефакт полной власти никогда не сложится. На сегодня МВД руководит соратник Яценюка Арсен Аваков. Кандидатура у Банковой на место Авакова есть - это всегда готовый возглавить силовую службу, будь то ГПУ или МВД Юрий Луценко.

Каждая из сторон желает получить больше власти, освоить новые потоки, реализовать новые схемы. Только в этом и есть смысл игры. Как бы обидно ни было это осознавать спустя два года после Революции Достоинства

Кроме того, Порошенко недостает контроля еще над одним стратегически важным ведомством - Министерством юстиции, в руководстве которого все еще работает министр Павел Петренко из Народного фронта.

Второй вариант для Банковой - не прекращать упорствовать в продвижении кандидатуры Гройсмана на пост премьера любой ценой, для видимости вбрасывая в медиаполе имена все новых "технократов". Но здесь президент рискует действительно нарваться на перевыборы и риск договариваться в Раде уже не с одним Народным фронтом (который едва ли попадет в будущий созыв), а с 5-6 новыми игроками - вроде УКРОПа, Свободы или Оппозиционного блока, ежедневно набирающего рейтинговый вес за счет непрекращающихся конфликтов в среде "демократических сил".

Времени на игры осталось немного - после 20 марта все начнут вспоминать, что де-юре истекает конституционный срок (30 дней) на формирование новой коалиции, на самом деле прекратившей существование после выхода из нее Батькивщины и Самомопощи.

Сейчас переговоры продолжаются. Борьба между сторонниками нынешнего премьера и теми, кто хочет усадить в кресло премьера Гройсмана, ожесточится уже в начале парламентской недели. 

Наблюдая за продолжительной премьериадой и и слушая неутихающую критику друг на друга от тех, кто на Майдане обещал работать сообща, обычный гражданин может подумать, все происходит с единственной целью. Что каждая из сторон элементарно желает получить больше власти, освоить новые потоки, реализовать новые схемы, одновременно переложив максимум ответственности на оппонента. Все верно - только в этом и смысл игры. Как бы обидно ни было это осознавать спустя два года после Революции Достоинства.

Но не стоит забывать, что кроме команд премьера и президента в игре есть еще одна сила. Или даже силы. Это немалая армия проектов, желающих войти в исполнительную власть через перевыборы. Сюда входят все - и Самопомощь, и "радикалы",  партия Тимошенко из нынешнего созыва, и, конечно же, внепарламентские силы (Свобода, УКРОП и проект Саакашвили) с оптимистической долей электоральной поддержки, которую легко можно увеличить при наличии обильных спонсорских вливаний.

Именно те, кто хочет выборов здесь и сейчас в ближайшую неделю будут активно напоминать власти и, в первую очередь, обществу о приближающемся дэдлайне для формирования нового большинства в Верховной Раде.

Ну и, упоминаемый выше Оппозиционный блок, руководители которого по обе стороны украинско-российской границы с чувством глубокой признательности к Порошенко, Яценюку и их командам смотрят на наш нерешаемый политический кризис.

Пока условные игроки в премьериаду делят управление госкомпаниями и ресурсами при разных вариантах нового правительства, условные "азаровы", глядя на рост популярности Оппоблока, все чаще напоминают об обещаниях вернуться через 2-3 года после Майдана. Затаившиеся реваншисты ждут окончательного краха "бандеровцев" и готовы встречать в Мариуполе, Полтаве и Киеве "освободителей". Даже западные доноры открыто говорят, что финансово сотрудничать с Украиной в условиях неопределенности с нашим правительством и парламентской коалиции, мягко говоря, затруднительно. Но игроки предпочитают этого не слышать, пока в шахматке не будут поделены все должности.

Роман Чернышев, журналист ЛІГА.net

Читайте также: Внепарламентская республика: выход из кризиса будет медленным

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.