Панамский офшорный скандал и тень, брошенная им на Петра Порошенко, вовсе не снимают с повестки для по-настоящему горячие темы. Что бы ни происходило, Верховная Рада должна как-то собраться, сосредоточиться, принять что-нибудь вроде прямого эфира для храбрости и пересоздать, наконец, коалицию.

Понятно, почему некоторые депутаты продолжают настаивать в публичных выступлениях, что коалиция все еще существует. Поскольку спикер Верховной Рады так и не объявил о ее распаде, формальности не были должным образом соблюдены. А для некоторых государственных деятелей, как известно, формальности значительно важнее, чем реальное положение дел.

История с несчастным депутатом Игорем Еремеевым этот тезис иллюстрирует как нельзя более ярко. Еремеев в прошлом году погиб в Швейцарии, похоронен, почтен коллегами минутой молчания, но до сих пор официально не может быть вычеркнут из депутатских рядов. Свидетельство о его смерти никак не дойдет до ЦВК, а без него никак. И реальная жизнь, и реальная смерть отступают перед магией бумажки с подписью и печатью. Пока ее нет, покойный Еремеев никак не может сдать народу мандат. Впору писать мистический роман о парламентарии, которому после смерти не дают упокоиться результаты пропущенных им голосований.

Для некоторых государственных деятелей формальности значительно важнее, чем реальное положение дел.

С коалицией сюжет почти такой же: она умерла, но только в реальности сессионного зала, а этого, оказывается, совершенно недостаточно. Потому что на бумаге коалиция есть. Вы же видите: постоянно находятся и оглашаются доводы в пользу того, что пациент скорее жив, чем мертв. И если даже он мертв, пускай, еще ведь можно реанимировать. Или, в крайнем случае, сделать из его тушки марионетку и имитировать бурную жизнедеятельность, дергая за струны.

Возможно, Владимир Гройсман мог бы еще долго пробовать на коалиционном кадавре любимые реанимационные практики Виктора Франкенштейна и Герберта Уэста, но тут Петр Алексеевич Порошенко поехал в Вашингтон, получил там роскошный прием и решил поделиться своей радостью с депутатами. "Конституция дает 30 дней на то, чтобы отреагировать на отсутствие коалиции, - сказал президент, - но я вам столько времени не дам. На первой парламентской неделе страна должна иметь нового премьера и новую коалицию".

Желание Порошенко подстегнуть коалиционный процесс и тем самым пробудить агонизирующий парламент к новой жизни вполне понятно. Непонятно другое: чем депутатам реально грозит их неспособность набрать предписанную скорость. Если бы фракции были в состоянии решить коалиционное уравнение, они за прошедшие полтора месяца его бы решили и без подхлестывания со стороны Банковой. Но - не решили. И не потому, что не хотели. Скорее, потому, что это решение находится вне привычной для них плоскости, покинуть которую они банально не способны.

Упоминанием о жестких сроках президент определенно намеревался намекнуть на свое право распустить Верховную Раду и объявить внеочередные выборы, но трудно представить, что такой вариант на Банковой действительно рассматривают. Судя по результатам недавних опросов, на гипотетических выборах даже умеренный успех не грозит ни президентской фракции, ни, тем более, Народному Фронту. А любые другие варианты коалиции (например, на основе усилившихся на популистской риторике Батькивщины и Радикальной партии, вернувшейся из небытия Свободы или отдохнувших и вкусно отъевшихся бывших регионалов) будут означать колоссальную политическую неопределенность, которая выглядит для Банковой уж точно более опасной, чем затянувшаяся реанимация издохшего союза БПП и Народного Фронта.

Крупные фракции не могут найти выход из кризиса не потому, что не хотят этого. Скорее, потому, что этот выход находится вне привычной для них плоскости, покинуть  которую они банально не способны.

Именно потому, что роспуск Рады крайне маловероятен, крупные фракции вряд ли испугаются угроз президента, а потому сомнительно, что они резко форсируют коалиционные потуги. Разве что почувствуют несколько большую склонность к рискованным компромиссам - а это означает возможный прорыв на переговорах с Батькивщиной о ее присоединении к коалиции. С той же вероятностью, впрочем, может быть воплощена идея о "дуумвирате" БПП + НФ. Ни тот, ни другой вариант союза не обещают долговечности (потому что новому качеству у такой изрядно потасканной конфигурации взяться просто неоткуда), однако формально выполнить за несколько месяцев заявленную президентом программу-минимум они, пожалуй, могли бы. (Оптимизм по отношению к деятельности депутатов, конечно, безоснователен чуть более, чем полностью, но это хотя бы оригинально).

Во всех прочих отношениях коалиция по-прежнему будет изображать неустойчивый симулякр, работать очередной временной имитацией парламентского согласия. Заглушкой, созданной не ради решения стратегически важных для страны задач, а для временного снятия недовольства успехами украинского политикума у стран-доноров. Которые, впрочем, очень скоро поймут, что им снова подсунули картонное папье-маше вместо настоящего стейка. Справку с печатью о том, что решение найдено, вместо собственно решения. Мертвого осла уши.

К слову, украинский избиратель понял фальшивость нынешнего положения довольно давно - результаты соцопросов в этом смысле вполне красноречивы.

Стране не нужны бесполезные и недееспособные имитации парламента и правительства. Стране нужны эффективные системные реформы. И только по динамике реформ станет ясно, насколько осмысленным окажется выбранный властью способ выхода из затянувшегося кризиса.

Только по реальной динамике реформ станет ясно, насколько осмысленным окажется выбранный властью способ выхода из затянувшегося кризиса.

Оптимизма на этот счет нет. Есть только надежда - призрачная и формальная, как неотозванный мандат покойного депутата Еремеева.

Куда больше надежды на то, что востребованные людьми перемены начнут воплощаться усилиями гражданского общества, через создание широких волонтерских структур, которые снова начнут по своей инициативе закрывать созданные властью или оставленные ею без внимания вопиющие прорехи ответственности.

При безответственной и потерявшей адекватное представление о реальности власти ответственность за страну ложится на тех, кто эту власть избирает. Так уже было. Так будет и снова, особенно если бездействие и неэффективность властей не оставят людям иного выбора.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.