Уже год как крупные госпредприятия должны работать по закону "О публичных закупках" и проводить свои тендеры через систему электронных закупок ProZorro. К таким заказчикам относятся предприятия, которые проводят свои закупки не за бюджетные средства, но в основном работают на монопольном рынке, и их деятельность влияет на большую часть украинского населения. 

Например, УкрзализныцяЭнергоатом, Укрэнерго и коммунальные предприятия. Закупки таких компаний подпадают под определение публичных не только в Украине, но и в странах Европы, и в этом отношении украинское законодательство полностью гармонизировано с директивами Европейского Союза. Поскольку все же эти заказчики тратят не бюджетные средства, а свои, то для них действуют более гибкие правила и пороги для них выше (для предприятий допороговыми считаются закупки товаров и услуг на сумму до 1 млн грн в год и работ - до 5 млн грн в год. - Ред.).

Читайте первую часть материала - Дорогие чиновники: кто в Украине не хочет экономить

Со сверхпороговыми закупками заказчиков-монополистов все понятно - все должны действовать по закону и отвечать за свои нарушения также по закону. А вот допороговые закупки - это как раз то "серое поле", где сразу видно, что у кого на уме. Некоторые заказчики не боятся допороговых закупок и успешно проводят тендеры в системе ProZorro. Но есть и такие, кто игнорирует возможность сэкономить государственные деньги и просто штампует в систему отчеты о заключенных договорах. 

Вроде никто ничего не нарушает, поскольку действительно у заказчиков есть выбор, каким образом проводить допороги, и решение остается на их усмотрение. И все же нашу команду интересует, почему одни госзаказчики не боятся прозрачности и конкуренции на своих тендерах, а другие прячут эти закупки в неконкурентных отчетах - то есть покупают у одного поставщика. И это притом что пороги у монополистов значительно выше, чем у обычных заказчиков.

По информации модуля аналитики ProZorro, за последние шесть месяцев 2016 года госзаказчики, которые проводят допороговые тендеры, сэкономили 14% своих бюджетов. Это разница между деньгами, которые были заложены в бюджет, и суммами заключенных договоров после проведения торгов и аукциона. Только за полгода 2 млрд грн осталось в бюджете благодаря добровольному объявлению конкурентных торгов вместо заключения договора напрямую.

Таблица 1. Топ-10 "монополистов", которые проводили допороговые тендеры в системе ProZorro за последние 6 месяцев 2016 года



Аналитики ProZorro также посмотрели списки заказчиков, которые игнорируют возможность сэкономить бюджетные деньги и не показывают общественности, как именно они выбирают поставщика товаров, услуг или работ. В топ-10 попали госзаказчики, которые проводят 99% закупок без применения конкурентной процедуры. Они заключают договоры вне системы, а в ProZorro выкладывают только отчеты.

Таблица 2. Топ-10 заказчиков, которые при высоком количестве допороговых закупок максимально проводят их вне системы


Всего за шесть последних месяцев 2016-го эти десять монополистов провели 9437 допороговых закупок на общую сумму более 5 млрд грн, из которых 99% прошли с подписанием прямого договора. Недополученная потенциальная экономия может достигать 750 млн грн.

Cогласно закону "О публичных закупках", у госзаказчика есть два варианта поведения допороговых закупок. Первый - объявить короткую упрощенную процедуру допорогового тендера в электронной системе, при которой любой бизнес может подать свое предложение и принять участие в аукционе. 

Второй вариант - заключить договор с поставщиком напрямую, а в систему загрузить только отчет о заключенном договоре.

Действительно, существуют закупки, на которые нецелесообразно объявлять тендер - срочные закупки при аварийных ситуациях, закупки на небольшие суммы, на которые и поставщикам не всегда интересно приходить, и т.д. Но это должны быть исключения, а не 99% всех допороговых закупок. Кроме ограничения доступа к данным о закупке существует еще одна проблема прямых договоров: отсутствие конкуренции и аукциона, что приводит почти к 100%-ному использованию бюджетных средств независимо от того, была ли заложена справедливая рыночная цена или нет.

Читайте также - Максим Нефьодов: полномочия и власть не дают, их берут

Как показывают открытые данные ProZorro bi.prozorro.org, многие заказчики активно пользуются возможностью привлечь бизнес на свои торги и объявляют через ProZorro даже допороговые процедуры. За последние полгода 2016-го более 8 000 заказчиков провели 95 000 допороговых закупок с использованием аукциона на сумму свыше 13 млрд грн. Средняя экономия составляет 14%, или 2 млрд грн. Обычно эти заказчики проводят через систему далеко не все допороговые закупки. 

Мы прекрасно понимаем, что мир не идеальный, трубы рвутся, столбы электропередач падают, ситуации "надо на вчера" случаются и тому подобное, но когда заказчик почти 100% своих допорогов закрывает отчетами, возникает логичный вопрос, не желает ли этот заказчик просто отдавать свои бюджеты куму - свату - брату.

Максим Нефьодов, первый заместитель министра экономического развития