Одесса: старая ненависть и новый формат годовщины
Фото: LIGA.net

Отмена выходного дня 2 мая снизила градус на Куликовом поле в Одессе, где традиционно собираются антимайдановцы. Но избежать словесных перепалок и столкновений с оппонентами не удалось. Впервые с 2014 года проукраинские силы решили пройти маршем по центру города. Из-за несогласованности действий новых правых и старой Самообороны ожидаемого эффекта не получилось. Полиции удалось не допустить столкновений. Подробности – в репортаже LIGA.net.

Полиция с народом

Порядок в городе охраняли больше двух тысяч правоохранителей. С утра они перекрыли несколько участков улиц в центре. Поставили патруль на углу Дерибасовской и Преображенской, где были убиты проукраинские одесситы Игорь Иванов и Андрей Бирюков. Проверили Куликово поле, где в Доме профсоюзов погибло 48 антимайдановцев. Еще раз проверили Куликово поле после звонка о заминировании. Разводили оппонентов во время акции антимайдана. Сопровождали марш правых центром города. За весь день произошел один серьезный инцидент. Молодой человек нес цветы на Куликово поле. Встретил оппонентов. Произошла драка.

Как пояснил журналистам глава Нацполиции в Одесской области Дмитрий Головин, никого не задерживали. Всех, и потерпевшего и нападавших пригласили в Приморское отделение Нацполиции, чтобы дать показания. Для сравнения, на акциях 2 мая в прошлом году были задержаны 14 человек.

Утро на Преображенской

Рабочий день внес коррективы в традиционные акции 2 мая. На Преображенскую и Куликово люди приходили по одному или небольшими группами с утра до вечера. "Все здесь началось, на Преображенской, на Греческой", - сказал корреспонденту LIGA.net проукраинский участник событий 2 мая 2014 года. Он принес цветы к месту памяти одесситов Иванова и Бирюкова.

"Четыре часа тут шел бой. И только после этого все побежали громить лагерь на Куликовм поле, когда увидели кровь и смерть", - вспоминал он.

То, что люди сгорели заживо, по его мнению, сценарий ФСБ. "Сами организаторы загоняли людей в Дом профсоюзов. Им нужна была сакральная жертва", - пояснил одессит. Люди подходили по одному и семьями, вспоминали то, что произошло четыре года назад. Сходились на том, что, если бы можно было вернуть время, поступили бы так же.

"Мы не пустили войну в Одессу. А могло бы быть, как на Донбассе, даже хуже, Одессу уничтожили бы первым артобстрелом", - моделировал ситуацию другой участник событий.

День на Куликовом

Сторонники антимайдана считали иначе. "При чем тут Путин? При чем тут Россия? У нас геноцид! Мы со своей пенсии не можем заплатить за коммуналку!" - возмущалась сторонница русского мира, обсуждая с проукраинскими одесситами перспективы обстрела города Градами.

"Так оформите субсидию, и не зовите войну в свой дом", - сторонники Украины предлагали варианты.

"Так и скажите, что вы за Порошенко!" - парировала пенсионерка-антимайдановка.

На Куликово тоже несли цветы с утра до вечера. Назначенного на 14.00 митинга ждали в основном пенсионеры, хотя молодежь и люди средних лет тоже были. Возле стенда с портретами погибших служил молебен священник Московского патриархата. Митинг начался после 15.00.

Впервые куликовцы признали, что конфликт 2 мая 2014 года начался с убийств проукраинских одесситов. "Но они потом добивали людей, которые выпрыгивали из горящего здания", - поспешила исправиться выступающая.

Одесситы на Преображенской тоже вспоминали, как некоторых участников проукраинского марша нужно было буквально оттягивать от антимайдановцев. Были те, кто добивал, были те, кто не давал добивать. Были те, кто подтянул лестницу к зданию и, рискуя своей жизнью, помогал антимайдановцам спуститься. Всю эту сложную и противоречивую схему куликовцы свели к простой формуле: нас убивали, да, мы начали первыми, но наших убили больше. В конце митинга традиционно выпустили черные воздушные шарики с надписями "2 мая" и голубей.

"А для чего шарики?", - спросил один из сторонников Украины у антимайдановки. "Это символизирует души погибших", - ответила та. "А почему души черные?" - попытался уточнить он. Ответа не последовало.

Полиция vs народ

Большинство куликовцев во время молебна, в ожидании митинга и по ходу митинга были заняты словесными перепалками со своими оппонентами и полицией. В 2015 году проукраинских активистов на Куликово поле полиция не пропускала или удаляла. С 2016 года стала просто оттеснять друг от друга собеседников, если у них заканчивались совестные аргументы.

Наибольший раздражитель и завсегдатай митинга антимайдановцев - экс руководитель одесского Правого сектора Сергей Стрененко. "Почему вы его пропускаете? Это провокатор! Выведете его отсюда", - требовали куликовцы от полицейских.

Полицейские поясняли, что таких оснований у них нет, так как Стерненко ничего противозаконного не делает.

"Да он одной своей улыбкой провоцирует! Он для нас как красная тряпка!", - возмущался пожилой куликовец.

Одесса: старая ненависть и новый формат годовщины
null

Сергей Стерненко (фото - LIGA.net)

"Какая полиция коммуникации?! Какая полиция диалога?! Какой у нас с вами может быть диалог?! Вы что, ждали, что мы бросимся вам на шею?", - группа дам средних лет осаждала полицейского. "Хорошая идея! - попытался он разрядить обстановку.

Дамы немного оттаяли, но не отступились. В основном, у полицейских пытались выяснить, почему до сих пор нет судебных решений по делу 2 мая, и почему на акции куликовцев пускают проукраинских одесситов. "Мы же к ним на акции не ходим!" - возмущались антимайдановцы.

Полицейские терпеливо выслушивали все претензии. И только когда уровень агрессии куликовцев резко повышался, полицейские напоминали им, что они пришли на траурный митинг и можно, например, выступающих послушать или цветы возложить.

Марш и вечер на Греческой

Еще одной новацией дня стал марш за украинский порядок Национальных дружин, ВО Свобода, Правого сектора и Уличного фронта. Традиционно в этот день одесситы проводили молебен на Греческой площади. Собирались в основном участники событий 2 мая и представители бывшей Самообороны.

По идее марш должен был продемонстрировать, насколько сильны проукраинские позиции в Одессе. Начали неплохо, но до логического завершения не довели. Планировалось, что участники марша пройдут по центру города и присоединятся к одесситам на Греческой. В результате дошли только до Преображенской, где провели митинг с участием Олега Тягнибока, местным руководством Правого сектора и антисемитскими призывами.

Фото: LIGA.net

Молебен начался на полчаса позднее, так как на Греческой ждали участников марша. Спели гимн, почтили минутой молчания погибших за Украину, слово взяли священники.

"Русский мир, который нам готовили, был повержен на этом месте. Но нам еще предстоит показать, что мы отличаемся от них. Мы не несем ненависти. Построить что-то можно только на любви. Ненависть, какой бы благородной она ни выглядела, только разрушает", - сказал один из них.

Отложенная проблема

Ненависть не оставляет Одессу. В основном она проявляется у антимайдановцев , которые считают себя побежденными, трижды в год. В день освобождения Одессы во время Второй мировой, 10 апреля, а также 2 и 9 мая.

Городская власть во главе с мером Геннадием Трухановым открыто эту ненависть не поощряет, но и не дает ей угаснуть окончательно.

Например, 2 мая коммунальщики вывесили в городе приспущенные флаги Одессы. И ни одного государственного флага. Проукраински настроенные одесситы заподозрили неладное. Действительно, похоже на то, что флаги города могут стать новым символом сепаратизма и заменителем запрещенной георгиевской ленточки.

Антимайдановцы на Куликовом поле собрались под городским флагом. Многие из них повязали ленточки в цветах флага Одессы. "Я по национальности одессит", - пояснил корреспонденту LIGA.net одна из носителей "одесской ленточки".

Осознанно или нет, городские власти подпитывают сепаратизм и дают части одесситов новый символ борьбы с Украинским государством. Возможно, потому, что разделенным надвое городом проще манипулировать.