"Виктор Янукович, если победит на выборах, не будет пророссийским президентом. Интересы собственной власти будут побуждать его дистанцироваться от России, интересы его собственного клана - сделать все возможное, чтобы выдавить из украинской экономики российских конкурентов. Донецкая группировка уже сегодня старается играть важную роль в экономике не только самой Украины, но и стран Центральной Европы, ее лидеры прекрасно понимают, что россияне пришли в их страну только благодаря личной благосклонности уходящего президента. Не будет его - значит, не должно быть и нахрапистых конкурентов. А то, что им предложат уйти на русском языке без примеси украинских слов, вряд ли кого-то сильно утешит. И тогда станет ясно, что управляемая выходцами из Донбасса в тесном сотрудничестве с другими украинскими номенклатурными группировками Украина отчалила от российского берега окончательно".

Эта цитата - из текста, который был написан мной вовсе не в 2010 году, когда непророссийскость Януковича была очевидна всем, кроме него самого. А в октябре 2004 года, в день знаменитого выступления президента России Владимира Путина по украинскими телеканалам. Казалось бы, тогда все было очевидно - есть "пророссийский" Янукович с избирательным штабом в Кремле и "прозападный" Ющенко с обещаниями европейской интеграции. Но надо исходить не из обещаний, а из интересов. Было совершенно ясно - и в 2004, и в 2010 году - что Виктор Янукович представляет интересы олигархов, кровно не заинтересованных в сближении с Москвой. И в этом смысле поле для маневра было у него куда более ограниченным, чем у Леонида Кучмы и Виктора Ющенко. Кучма выстроил свое государство в тесном сотрудничестве с семьей Бориса Ельцина. Он хорошо знал, куда можно пускать россиян, куда не стоит и - самое главное - всегда мог заручиться царским согласием. С Путиным ему, кстати, уже было сложнее. Ющенко ничего не стоило открыть двери российскому капиталу - его интересовала лишь внешняя сторона дела, разговоры, декларации, письма генеральному секретарю НАТО. Остановить российский бизнес он не мог - проблема Кремля была исключительно в том, что в 2004 году в Москве этого просто не способны были понять, потому что еще не имели дела с подобными режимами. Когда поняли и попытались в 2010 году отмежеваться от Януковича - было уже поздно. Из бесформенного государства ющенковских времен Украина окончательно превратилась в территорию, обслуживающую клановые интересы. И варяги на этой территории не нужны.

Олигархи боятся самой идеи поглощения Украины Москвой. Эта боязнь оправдана. В России действуют те же криминально-коррупционные правила политической и экономической жизни. Но вот только страна побольше и медведи позлее и побогаче

Именно поэтому и государственный олигарх Юрий Бойко, и настоящий олигарх Сергей Тигипко в один голос опровергли саму идею вступления в Таможенный союз в обмен на дешевый газ, озвученную премьером Николаем Азаровым. Собственно, сам Азаров - если внимательно посмотреть текст его заявления - тоже не выступил в поддержку российского предложения. Он лишь в привычной для себя и Януковича манере рассказал, как это выгодно, когда и нашим, и вашим, и в Таможенном союзе, и в ЗСТ с Европой. Но от слов Азарова осталось впечатление, что вступление теоретически возможно и даже выгодно - вот только мешает курс на европейскую интеграцию. А вот если сменить курс…

Подчеркиваю: Азаров этого не говорил. Олигархи Бойко и Тигипко выступили не против его слов, а против впечатления - и это понятно: они боятся самой идеи поглощения Москвой. Эта боязнь оправдана. В России действуют все те же криминально-коррупционные правила политической и экономической жизни, но вот только страна побольше и медведи позлее и побогаче. Всех наших хозяев жизни просто вышвырнут из их бизнесов, как малых котят, а кто окажется поупрямее - посадят. В украинскую тюрьму - будешь сидеть патриотично, вспоминать молодость. Считать, что люди, начавшие делать карьеру еще при Союзе и хорошо знающие московские нравы, этого не понимают - наивно. Понимают и могут объяснить тем, кто к моменту крушения СССР был просто пацаном в дешевом спортивном костюме.

Присоединение к Таможенному союзу или какой-либо другой интеграционной обманке невыгодно и Януковичу. И не только потому, что из президента он превращается в губернатора - может, и не совсем превращается, Лукашенко же не превратился. А потому, что Янукович, в отличие от Лукашенко, не просто президент и "батька". Он - если учесть размеры семейного бизнеса и темпы его роста - тоже уже фактически олигарх и, похоже, это для него самое главное. И он точно так же не заинтересован в чужаках, как Бойко или Тигипко. То, что Азаров относится к поглощению спокойнее, тоже понятно. Азаров - советский человек без четкой государственной идентификации, который уже видит себя обеспеченным пенсионером на заслуженной даче. И ему, по существу, все равно, где эта дача будет - в Подмосковье, Конче-Заспе или на Лазурке, ему с его пенсией всюду будет хорошо. А Янукович хочет быть царем на своей даче и за ее пределами. Это, знаете ли, другая амбиция. И "олигархи" тоже хотят возвращаться сюда со своих вилл и яхт полноценными феодалами, а не шутами московского царя. В России этого и вправду не понимают. Там быть шутом у царских ног до сих пор почетно и выгодно. И менталитета людей, сформировавших собственное княжество, со своими понятиями и табелем о рангах, российские вожди до сих пор не могут просчитать.

Виталий Портников, журналист