Главный фестиваль МИРОВОГО КИНО
КИНО И КАННЫ
70 лет назад состоялась премьера фестиваля,
который затем превратился в одно из самых значительных
ежегодных событий мировой киноиндустрии.
Мы предлагаем вам взглянуть на бурную историю
Каннского Международного фестиваля,
на его блистательную и праздничную современность -
и на самое ближайшее будущее...
Список всемирно известных кинофестивалей довольно велик, но по части престижности и популярности в нем уже более полувека есть безусловный лидер. Первенство Каннского международного фестиваля неоспоримо по многим причинам, но все резоны сводятся в итоге к одному-единственному - к его репутации.

Авторитет Каннского международного фестиваля выходит далеко за пределы кинематографа - как, собственно, и сам кинематограф уже давно не желает держаться в "своих" пределах, - и способен влиять на многие другие сферы человеческого бытия. Например, именно главный приз Каннского фестиваля 1981 года дал возможность режиссеру Анджею Вайде показывать на родине своего "Человека из железа" - режиссер не сомневался, что если бы фильм не стал лауреатом в Канне, он был бы наглухо запрещен в коммунистической тогда Польше. Однако всесильная идеология и репрессивная политическая цензура все-таки вынуждены были отступить - и перед чем? - перед результатами голосования членов фестивального жюри...

Мы расскажем о том, как создавалась репутация Каннского фестиваля, как он менялся сам и как менял искусство и индустрию кинематографа. Каким оно было - творение, которое оказалось достаточно могучим, чтобы преобразить своих творцов.

И начнем, конечно, с истории.
Прощай, Венеция!
Первым крупным международным фестивалем, организованном в привычном для нынешней мировой киноиндустрии бравурном и праздничном стиле, стал в 1932 году Венецианский кинофестиваль.

Уже само основание этого фестиваля несло на себе печать проклятия, потому что одним из его инициаторов был Бенито Муссолини. В тогдашней Италии крупные мероприятия не имели шансов состояться без отмашки дуче, но поскольку диктатор обожал все масштабное, отмашку он давал часто. С другой стороны, кинофестиваль неизбежно приобрел фашистско-имперское идеологическое звучание, не особенно приятное для предвоенных европейских демократий и их либеральных (как правило) кинематографических сообществ. Чем ближе становилась война, чем более явно Европа разделялась на два новых вооруженных лагеря, тем сильнее чувствовалась на фестивале политическая напряженность.

Струна лопнула в 1938 году, когда на Венецианском фестивале главный приз - тогда он назывался "Кубок Муссолини" - разделили "Олимпия" Лени Рифеншталь и фильм "Пилот Лучано Серра", который поставил Витторио Муссолини, сын дуче. После такого эксцесса стало окончательно ясно, что монополию Венецианского фестиваля нужно ломать.

Предшественник
Афиша первого Венецианского кинофестиваля (1932)
1939: Фальстарт
Поль Синьяк, "Вид на Каннский порт" (1918)
Именно с такой идеей и была начата организация кинофестиваля во французском Канне, очаровательном городке на Лазурном Берегу. Одним из инициаторов его проведения был Жан Зей, тогдашний министр образования Франции, а председателем жюри согласился стать "отец кинематографа" Луи Люмьер. Широту конкурсного охвата нового фестиваля наглядно иллюстрирует то, что в его программу были включены, в числе прочих фильмов, две очень разные киносказки - американская "Волшебник страны Оз" и советская "Ленин в 1918 году". Конкуренция обещала быть увлекательной и новый фестиваль вполне основательно готовился "утопить" своего венецианского конкурента.

Однако, сбыться надеждам было не суждено: 1 сентября 1939 года, за несколько дней до намеченного открытия первого фестиваля, Германия вторглась в Польшу. Началась Вторая мировая война, и до ее завершения международные культурные проекты потеряли актуальность.
1946: Премьера
Канн впервые засиял фестивальными красками только после окончания войны - в 1946 году. Открыл его советский докуметальный фильм Юлия Райзмана "Берлин", а одним из 11 фильмов-лауреатов первого фестиваля стал "Великий перелом" Фридриха Эрмлера - фильм об обороне Сталинграда.

"Гран-при" в тот первый год вручали не одному "лучшему" фильму, а всем картинам, которые были сочтены достойными - фактически, фестиваль тогда проходил не как конкурс, а как парад лучших картин. Уже то, что фильм был отобран для участия в Каннском фестивале, делало его лауреатом, и мало какая показанная в Канне лента оставалась без приза. Возможно, именно такая демократичность придала фестивалю повышенную привлекательность для известных актеров и режиссеров, которые могли быть уверены, что если фильм с их участием принят в программу, они не рискуют оказаться в чьей-то тени и непременно получат свои 15 минут славы.

А там, где появлялись "звезды", непременно появлялась и восторженная пресса.



Афиша первого Каннского кинофестиваля 1946 года
How a Group of Hackers, Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution

Появление в Канне Грейс Келли стало одной из самых громких фестивальных новостей 1955 года.

На снимке Грейс Келли в фильме Альфреда Хичкока
"Окно во двор" (1954).
Благодаря такому счастливо найденному подходу через несколько лет весь кинематографический (и не только кинематографический) мир ждал открытия очередного Каннского фестиваля с замиранием сердца и предвкушением чудес.

Впрочем, это было еще не явное лидерство, а лишь его обещание.

В первые годы существования фестиваль проводился не ежегодно и не всегда в привычном формате. Например, на втором Каннском кинофестивале в 1947 году призы лауреатам не вручались, а в 1948 и 1950 годах фестиваль в Канне не проводился вообще.

Но к 1951 году "раскачка" закончилась - возможно, потому что оргкомитет фестиваля и муниципалитет Канн перенесли сроки проведения набирающего популярность кинофорума с ранней осени на позднюю весну. Именно с начала 1950-х звезды и публика стали традиционно съезжаться в Канн не позже конца апреля.
Орсон Уэллс в фильме "Третий человек" Кэрола Рида ("Гран-при" Каннского фестиваля 1949 года).
Фестиваль рос и расширялся вместе со всей мировой киноиндустрией. Поскольку в Канн начали съезжаться представители практически всех крупных студий и национальных кинопрокатных компаний, в 1959 году в рамках фестиваля официально открывается Каннский кинорынок (неофициально соглашения о прокате фильмов заключались там и раньше). С 1962 года на фестивале начинает проводиться Международная неделя кинокритики. Потом в Каннах появились открытые режиссерские курсы, были учреждены вспомогательные конкурсные и внеконкурсные кинопрограммы...

Все это требовало от фестиваля не только нового эстетического, но и нового физического пространства. Со временем ему стало банально не хватать места.
«Цель фестиваля содействие развитию киноискусства во всех формах, воспитание и поддержка духа сотрудничества между всеми странами-производителями кинофильмов»

(
из «Положения о фестивале» 1948 года)

1949: Дворец фестивалей
Дворец фестивалей 1949 года на почтовой карточке
Городской муниципалитет, осознав открывающиеся ослепительные перспективы, почти сразу принял решение построить на набережной Круазет Дворец Фестивалей, который был открыт уже в 1949 году. Дворец стал не только базой для проведения кинофестиваля, но и площадкой для других крупных медийных событий - например, именно в нем были проведены песенные конкурсы Евровидения в 1959 и 1961 годах.

Популярность Канн продолжала расти во многом именно благодаря кинофестивалю, наплыв посетителей и участников увеличивался. В 1970-х стало ясно, что масштабы фестиваля грозят превзойти возможности дворца, построенного совсем для другой эпохи, и было решено построить новый - на той же набережной, на месте бывшего муниципального казино. Новый Дворец фестивалей и конгрессов, шестиэтажное здание, выдержанное в модернистском стиле, спроектировали архитекторы Хьюберт Беннет и Франсуа Дрюэ. Дворец открылся в декабре 1982 года и с тех пор является главным местом проведения фестиваля.
Каннский Дворец фестивалей и конгрессов 1982 года

(Timantha102938/ Wikimedia)
1955: Palme d'Or

Каннский "Гран-при" начала 1950-х - это еще не "Золотая пальмовая ветвь", но уже в футляре.
До середины 1950-х годов жюри Каннского кинофестиваля ежегодно присуждало "Гран-при" лучшему режиссеру. Помимо собственно фестивального "трофея", принято было также дарить лауреату работу одного из популярных художников того времени.

В 1954 году совет директоров фестиваля предложил нескольким ювелирным домам поучаствовать в конкурсе на проект нового приза, главной частью которого должна была стать пальмовая ветвь. Это условие было вполне естественным, если учесть, что на городском гербе Канн изображена именно пальмовая ветвь между двумя геральдическими французскими лилиями. Приз, таким образом, символически закреплял союз города и фестиваля.
В конкуресе победил дизайн ювелирного дома Люсьен Лазон с концепцией золотой пальмовой ветви, которая вырастала из каменного сердца. Окончательную форму для приза создал скульптор Себастьен.

В 1955 году "Золотая пальмовая ветвь" была впервые вручена в качестве главного приза Каннского фестиваля - единогласным решением жюри ее присудили Дилберту Манну за романтическую драму "Марти".

("Марти" также получил "Оскар" в номинации "Лучший фильм года" - и, что примечательно, с тех пор ни один американский фильм его двойной успех так и не повторил).

"Золотая пальмовая ветвь" 1955 года.

Аналогичный приз получил в 1958 году Михаил Калатозов
за победивший в Каннском конкурсе фильм "Летят журавли"
С 1964 года и в течение десяти лет Каннский фестиваль вынужденно возвращался к названию "Гран-при" для своего главного приза - оказалось, что директорат фестиваля урегулировал не все юридические тонкости относительно приза с владельцами авторских прав. Но в 1975 году "Золотая пальмовая ветвь" вернулась в Канны в принципиально новом дизайне - который, впрочем, с тех пор также несколько раз менялся.

Режиссер Жак Одиар с "Золотой пальмовой ветвью" (2015)
(EPA/Sebastien Nogier)
Современный приз изготавливается из 24-каратного золота. Поначалу он традиционно вручался в красном сафьяновом футляре, а с 1984 году также возникла традиция помещать его также на соразмерный пъедестал.

Нынешний дизайн "Золотой пальмовой ветви" разработан в 1997 году Каролин Шефле из ювелирной компании Chopard. Сейчас приз вручается в футляре из синего сафьяна, а сама золотая пальмовая ветвь крепится на цельном огранённом кристалле.
Среди крупнейших мировых режиссеров соперничество за "Золотую пальмовую ветвь" не утихает уже более полувека, и пока никому из великих не удалось получить желанный приз трижды, но по два раза он доставался уже семерым кинопостановщикам.

Первым сделал "дубль" швед Альф Шёберг, но он получал "Гран-при" фестиваля еще до учреждения "Золотой пальмовой ветви" - в 1946 и 1951 годах. Поэтому начинать отсчет принято с Фрэнсиса Форда Копполы (лауреатство 1974 и 1979 годов). Затем его достижение повторили датчанин Билле Аугуст (1988 и 1992 год), серб Эмир Кустурица (1985 и 1995 год), японец Сёхэй Имамура (1983 и 1997 год), бельгийцы братья Дарденн (1999 и 2005 годы) и австриец Михаэль Ханеке (2009, 2012).

В 2002 году в Канне была вручена "ретроспективная" "Золотая пальмовая ветвь" за лучший фильм 1939 года, премия несостоявшегося фестиваля, сорванного началом Второй мировой войны.
Премию "получил" Сесил Б. Демилль за фильм "Юнион Пасифик".
Призы, призы, призы
Марина Врода с Каннским призом за "Кросс", лучший короткромтражный фильм 2011 года

(EPA/Ian Spencer Langsdon)

Вторым по значимости призом Каннского фестиваля считается "Большой приз жюри", который с некоторых пор называют просто "Гран-при" (чтобы не путать его с "Призом жюри"). Вручается он с 1967 года. Именно этот приз дважды получал Андрей Тарковский - в 1972 году за "Солярис" и в 1986 году за "Жертвоприношение", снятое уже в эмиграции. В 1979 году приз получила "Сибириада" Андрея Кончаловского, а в 1988 году - "Покаяние" Тенгиза Абуладзе.

"Приз жюри" (не путайти его с "Гран-при") вручается с момента основания фестиваля (иногда под названием "Специальный приз жюри"), а в 1969 году он был переосмыслен и занял третье место в Каннской премиальной иерархии наград. Отечественные фильмы его никогда не получали.

Приз "Лучший короткометражный фильм" также стал для Каннского фестиваля традиционным с самого начала его истории. Этот приз дважды получали советские мультфильмы - "Остров" Федора Хитрука в 1974 году и "Выкрутасы" Гарри Бардина в 1988. Украинские игровые короткометражки получали приз дважды. Первой стала в 2005 году миниатюра Игоря Стрембицкого "Попутчики", а в 2011 году приз получила украинка Марина Врода за фильм "Кросс".
Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли" (1958)
Ежегодное соревнование за пару "актерских" призов - "Лучшему актеру" и "Лучшей актрисе" - гарантирует Каннам постоянное присутствие на фестивалях мировых кинозвезд первой величины. Эти призы вручаются как за главные роли, так и за роли второго плана, причем формула присуждения может меняться по усмотрению жюри. Например, в 1955 году одна из премий была вручена всему актерскому ансамблю советского фильма Иосифа Хейфица "Большая семья" - Борису Андрееву, Вере Кузнецовой, Алексею Баталову, Кларе Лучко, Екатерина Савиновой и другим. В 1958 году лауреатом фестиваля стала Татьяна Самойлова за главную роль в фильме Михаила Калатозова "Летят журавли". Вера Кузнецова в 1965 году получила свой второй, "сольный" специальный приз - за роль в фильме Григория Чухрая "Жили-были старик со старухой". В 1981 году премию вручили Елене Соловей за роль второго плана в художественно-документальном фильме Альмантаса Грикявичюса "Факты".

По два раза актерские призы в Канне получали Ванесса Редгрейв, Хелен Миррен, Изабель Юппер, Барбара Херши, Марчелло Мастрояни, Джек Леммон и Дин Стоквелл. В 1981 году на фестивале был уникальный случай, когда приз лучшей актрисе был вручен Изабель Аджани сразу за две роли в двух конкурсных фильмах - "Квартет" Джеймса Айвори и "Одержимая" Анджея Жулавского.

Братья Джоэл и Итан Коэны (формально только Джоэл - Итан обычно значится в титрах как сценарист) трижды получали в Канне приз за лучшую режиссерскую работу
(EPA/Ian Langsdon)
Приз фестиваля за лучшую режиссуру легко спутать с "Золотой пальмовой ветвью" - оба они вручаются режиссерам. Однако если "Золотую ветвь" фактически присуждают за фильм как результат работы всей творческой группы в целом, то приз режиссеру дается за его собственный профессиональный вклад.

В Канне приз "Лучшему режиссеру" трижды получали братья Джоэл и Итан Коэны (и это пока абсолютный рекорд Канн) - за фильмы "Бартон Финк" (1991), "Фарго" (1996) и "Человек, которого не было" (2001). Два раза, в 1956 и 1966 годах, его удостаивался Сергей Юткевич. Также по два раза приз уходил к Рене Клеману, Роберу Брессону и Джону Бурману. Кроме Юткевича, приз Канн за лучшую режиссуру получали четыре советских постановщика - Сергей Васильев за "Героев Шипки" (1955), Юлия Солнцева за "Повесть пламенных лет" (1961), Андрей Тарковский за "Ностальгию" (1983) и Павел Лунгин за "Такси-блюз" (1990).
Каннское жюри старается подчеркнуть разницу между "Золотой пальмовой ветвью"
и призом "Лучшему режиссеру" тем, что обычно не вручает эти два приза за один и тот же фильм.
Это неписаное правило за всю историю фестиваля было нарушено лишь дважды:
в 1991 году Джоэл Коэн получил оба приза за драму "Бартон Финк",
а в 2003 году "золотой дубль" сделал Гас ван Сэнт с фильмом "Слон".
Игнмар Бергман,
1998 год


(EPA /
Seijbold Gunnar)
Рыцарь играет в шахматы со Смертью - классический эпизод из "Седьмой печати" Ингмара Бергмана (1957)
Общепризнанный классик мирового кинематографа Ингмар Бергман много раз становился лауреатом Каннского фестиваля, но ни разу не получал главный приз. В 1956 году его фильм "Улыбки летней ночи" удостоился премии в номинации "Лучший поэтический юмор". В 1957 году его "Седьмая печать" получила специальный приз жюри фестиваля. В 1958 году сам Бергман получил приз как лучший кинорежиссер за фильм "На пороге жизни". Второстепенные призы в Каннах получали также его "Девичий источник" в 1960 году и "Шепоты и крики" в 1972 году.

В 1997 году эта "несправедливость" жюри фестиваля по отношению к живому гению была решительно ликвидирована. По случаю 50-летнего юбилея фестиваля Бергману была присуждена уникальная высшая награда фестиваля - "Пальма Пальм". Сам режиссер, правда, приехать на церемонию не смог, и в присутствии 28 лауреатов "Золотой пальмовой ветви" премия была вручена его дочери Линн Ульман.

Джим Джармуш стал в Канне лаураетом премии для дебютантов "Золотая камера" в 1984 году за фильм "Более странно, чем в раю"
(EPA/Sebastien Nogier)
Помимо призов официальной конкурсной программы фестиваля, в Канне вручаются еще несколько "вспомогательных" призов.

В программе "Особый взгляд" (она проводится в рамках фестиваля с 1978 года) участвуют фильмы, которые отличаются необычными художественными решениями, новаторским подходом или тем, что часто называется "творческим бесстрашием". С 1998 года лучшим фильмам этой программы вручаются специальные призы, которые, как считается, облегчают таким "сложным" фильмам доступ к зрителям. Например, лауреаты "Особого взгляда" получают официальную поддержку во французском кинопрокате.

Программа "Cinéfondation" составляется из студенческих киноработ и предназначена для поощрения лучших выпускников кинематографических школ. Соответсвующий приз также вручается с 1998 года.

Отдельный приз "Золотая камера" вручается с 1978 года за дебютный полнометражный фильм режиссера, попавший в одну из программ фестиваля. В разные годы его получали Джим Джармуш, Мира Наир, Джон Туртурро и другие.
Джейн Кэмпион стала первой (и пока единственной) в истории Каннского фестиваля женщиной-режиссером, удостоенной "Золотой пальмовой ветви" - она получила приз в 1993 году за фильм "Пианино".

(EPA /
Ian Spencer Langsdon)
Киношедевры Канн
(Пять фильмов-лауреатов, которые вы могли забыть посмотреть)
"Плата за страх"
("Le salaire de la peur",
1953,
реж. Анри-Жорж Клузо)
...1947 год. Четыре застрявших в Гватемале неудачника берутся доставить грузовики с нитроглицерином к горящей нефтяной буровой, чтобы направленным взрывом сбить бушующий там пожар. Жидкий нитроглицерин в канистрах может в любой момент взорваться от сотрясения, но для безработного Марио (Ив Монтан), смертельно больного строителя Луиджи, беглого гангстера Джо и подрывника Хуана Бимбо такой исход вовсе не выглядит самым худшим...

"Вы смотрите на экран с ощущением, что кинотеатр может в любой момент взлететь на воздух", - писал об этом фильме Босли Краутер в рецензензии для "New York Times".

Фильм Анри-Жоржа Клузо "Плата за страх" получил не только "Гран-при" в Канне, но и "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале 1953 года. Он был настолько успешен в прокате, что в США вышли два его римейка - "Неистовая дорога" Говарда Коха в 1958 году и "Колдун" Уильяма Фридкина в 1977.

"Плата за страх"
"Леопард"
("Il Gattopardo",
1963,
реж. Луиджи Висконти)

"Леопард"
...Сицилия 1860-х . В Италии бушует "Рисоржементо" - вооруженная борьба гарибальдийцев за объединение страны. Палермо взят штурмом, и у аристократической семьи Салино, в сущности, не остается иного выбора, кроме как принять происходящие перемены. Пожилой князь дон Фабрицио продолжает жить так, как привык, но мир вокруг него стремительно меняется, и в этом новом мире "леопардов" все более нагло вытесняют "шакалы"...

Несмотря на то, что поначалу многие критики сочли "Леопард" слишком пафосным и затянутым, а игру Берта Ланкастера, Алена Делона и Клаудии Кардинале излишне нарочитой, годы спустя фильм Лукино Висконти стал одним из самых знаменитых лауреатов "Золотой пальмовой ветви". Мартин Скорсезе, например, считает его одним из высших достижений мирового кинематографа.

В фильме (и в знаменитой сцене бала) звучит музыка Нино Рота, которая была написана специально для фильма и практически сразу получила статус безусловной классики.
"Таксист"
("Taxi Driver",
1976,
реж. Мартин Скорсезе)
"...Современный Нью-Йорк. Вернувшийся домой после окончания войны во Вьетнаме морской пехотинец Тревис Бикл (Роберт Де Ниро) страдает от бессонницы и убивает время за рулем такси. Всё, что он видит на улицах города, заставляет его все больше ненавидеть человечество в целом. Попытки как-то "зацепиться" за людей, которые ему хоть как-то нравятся, заканчиваются ничем, и в конце концов Тревис покупает оружие и начинает мстить миру за бессмысленность своего существования.

"Я смотрел этот фильм десятки раз, - писал знаменитый кинокритик Роджер Эберт, - И каждый раз "включался" в него, тонул в окутавшей Тревиса тьме отчуждения, одиночества, безнадежности и ярости..."

"Таксист" стал прорывным фильмом для 34-летнего режиссера Мартина Скорсезе и принес ему не только "Золотую пальмовую ветвь" в Канне, но и стал первым его фильмом, номинированным на "Оскар".

"Таксист"
"Тень воина"
("影武者",
1980,
реж. Акира Куросава)

"Тень воина"
"Тень воина" знаменовала триумфальное возвращение в режиссерское кресло одного из величайших кинематографистов XX века. Оправившись от неудачной попытки самоубийства и тяжелейшего десятилетнего творческого кризиса, Акира Куросава снял фильм, одновременно традиционный и новаторский - масштабную историческую драму о периоде Сэнгоку, "Эпохе воюющих князей" второй половины XVI века.

...Такэда Сингэн был одним из самых могущественных феодалов той эпохи. В замках даймё было принято тайно держать двойников князя, которые могли при удачном стечении обстоятельств ввести в заблуждение наёмных убийц. Именно таким двойником князя Такэда против своей воли становится безымянный вор, пойманный крестьянами на краже еды и по воле случая внешне неотличимый от даймё. Вор ненавидит и презирает самураев, но у него нет другого выхода, кроме как начать обучение и приобрести привычки и повадки своего нового господина. Он не подозревает, что вместе с ними он приобретает и его судьбу...

Первоначально Куросава собирался снимать в главной роли популярнейшего актера Синтаро Кацу, который прославился классической ролью слепого фехтовальщика Затоичи, однако в первый же день съемок они смертельно разругались и роль получил менее знаменитый, но не менее опытный Тацуя Накадаи (в знаменитом "Телохранителе" он играл, например, главного антагониста, "бандита с пистолетом" Уносуке).
"Весь этот Джаз"
("All That Jazz",
1980,
реж. Боб Фосс)
В 1980 году фильм Куросавы получил одну из двух врученных "Золотых пальмовых ветвей". Голоса жюри разделились, и вторая "Золотая ветвь" была вручена американскому режиссеру и хореографу Бобу Фоссу за полуавтобиографическую фантазию "Весь этот джаз" - историю бродвейского хореографа, жизнью и смертью которого становится его профессия.

Джо Гидеон ставит новый мюзикл и одновременно занят монтажом фильма. И то, и другое захватывает его целиком, сил на оба проекта не хватает, но и отказаться ни от первого, ни второго он не может. Безумный темп жизни и накал творчества выматывают его, высасывают жизнь, которой не хватает Гидеону больше ни на что - даже на самых близких для него людей...

"Это самый лучший фильм, который я видел", - сказал Стэнли Кубрик после премьеры.

Роль Джо Гидеона, которую исполнил Рой Шайдер, многие критики называли одной из главных удач фильма. Шайдер, не будучи ни танцором, ни шоуменом, создал образ человека, пропитанного магией и проклятием танца, живущего в огнях рампы, которые не гаснут для него никогда.

"Весь этот джаз"
Какие фильмы принимаются в Каннскую программу?
Помимо высоких художественных достоинств, предлагаемый на фестиваль фильм должен соответствовать ряду формальных требований.

Во-первых, он должен быть новым (законченным в течение двенадцати месяцев, предшествующих фестивалю).

Во-вторых, до фестиваля у него не должно быть международного проката (то есть, допускается, чтобы он показывался в кинотеатрах только на родине).

В-третьих, в программу Канн не принимаются фильмы, уже показанные на других международных фестивалях или выложенные в Интернете.
Жюри Каннского фестиваля 2015 года: Итан Коэн,
Джейк Гилленхал, Рокиа Траоре,
Рози де Пальма,
Сиена Миллер,
Джоэл Коэн,
Гильермо дель Торо, Ксавье Долан
и
Софи Марсо
.

(EPA/
Guillaume Horcajuelo)
Отбор и жюри
Для участников Каннский конкурс фактически двухэтапный. Сначала фильм должен пройти фестивальную отборочную комиссию (которая отвечает за составление основной программы, за официальные внеконкурсные показы и за программу "Особый взгляд"). Затем попавшие в официальную программу фестиваля картины оцениваются фестивальным жюри, которое голосованием и определяет лауреатов.

Если фестивальное жюри Канн меняется каждый год и обычно представляет собой парад знаменитостей, то состав отборочной комиссии фестиваля более-менее постоянен. Работа отборочной комиссии формально считается административной, но именно от нее зависит, какие именно фильмы будут показаны в Канне и в итоге получат право на участие в голосовании. Очевидно, что именно квалифицированная работа отборочной комиссии гарантирует высокий художественный уровень конкурсных фильмов - и, следовательно, и сохранение авторитета фестиваля на достойном его уровне. Кроме того, продуманный подбором конкурсных фильмов можно создать то, что называется "фестивальной интригой" - например, "столкнуть" в конкурсе давних соперников-режиссеров, спровоцировать очередной медийный скандал с Ларсом фон Триером, "зажечь" новую восходящую звезду - и так далее.

В 1952 году исполнительным директором фестиваля (и руководителем его отборочной комиссии) стал Робер Фавр ле Бре. Ле Бре начинал как журналист в газете "Le Temps", затем стал руководителем Генерального комиссариата по туризму и содействию искусствам. Именно в этом качестве он участвовал в создании Каннского фестиваля в 1947 году, создании праздника мирового кино, которому затем посвятил всю свою жизнь. Именно он был инициатором создания "Золотой пальмовой ветви". Именно он вырастил под крылом фестиваля Каннский международный кинорынок. И именно он в течение многих лет руководил составлением конкурсной программы фестиваля.

Некоторые его решения, правда, были весьма уязвимы для критики. Например, в 1970 году ле Бре запретил принимать в конкурсную программу советские и японские фильмы, заявив, что его утомили "советская постановочность и японские самурайские дела". После этого СССР демонстративно отозвал своего представителя из состава Каннского жюри (в том году это был руководитель знаменитого театра кукол Сергей Образцов). В 1972 году ле Бре передал руководство конкурсным отбором Морису Бесси, а сам стал президентом фестиваля.

Жиль Жакоб на своём прощальном Каннском фестивале в 2014 году

(EPA/Yoan Valat)
В 1976 году ле Бре пригласил в помощь Бесси одного из руководителей Ассоциации французских кино- и телекритиков Жиля Жакоба, который очень скоро стал одним из самых влиятельных "отборщиков" фестиваля.

Жакоб не боялся идти "против течения" и активно искал для программы Канн новое звучание. Он не только находил, но зачастую решительно "пробивал" в программу новаторские картины, ломая устоявшиеся и закостеневшие фестивальные шаблоны. Благодаря его упорству в Каннах в 1978 году показали запрещенного в Польше "Человека из мрамора" Анджея Вайды (фильм получил премию ФИПРЕССИ). Сегодня в это трудно поверить, но даже "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы просто не попал бы на Каннский экран без настойчивости Жакоба. Специальная программа "Особый взгляд" - это тоже его детище, как и многие другие фестивальные новации последних десятилетий XX века. В 2001 году Жакоб занял пост президента фестиваля, а проведение конкурсной политики доверил Тьери Фремо, однако продолжал "держать руку на пульсе" отборочной комиссии вплоть до ухода на покой в 2014 году.
2016: Состав жюри
Официальный и окончательный состав жюри традиционно объявляется за неделю до начала фестиваля, однако неофициально предварительный состав нового Каннского жюри уже известен.

Фестивальную программу 2016 году будут оценивать режиссеры Арно Деплешен и Ласло Немеш, продюсер Катайун Шахаби, актрисы Кирстен Данст, Валерия Голино и Ванесса Паради, актеры Мадс Миккельсен и Дональд Сазерленд. Ожидается, что председателем жюри станет австралиец Джордж Миллер.
Ума Турман и
Квентин Тарантино развлекают публику на "красной дорожке" Каннского фестиваля 2014 года.

(EPA /
Ian Spencer Langsdon)
2016: Программа ожиданий
Какие фильмы вошли в конкурсную программу этого года

Каннский фестиваль 2016 года официально откроет фильм Вуди Аллена "Красивые люди" (Café Society), который будет показан вне конкурсной программы.

В фестивальный конкурс официально включены следующие 20 фильмов.

  • "Тони Эрдман" (Toni Erdmann), реж. Марен Аде, Германия). Пожилой отец решает, что его взрослая дочь воспринимает все слишком серьезно, и начинает ее изобретательно разыгрывать.
  • "Джульетта" (Julieta, реж. Педро Альмодовар, Испания).
    Женщина ищет свою 18-летнюю дочь, которая после смерти отца внезапно решила сбежать из дома.
  • "Американский мед" (American Honey, реж. Андреа Арнольд, Великобритания). Девушка, которой нечего терять, попадает в кампанию, которая с приключениями путешествует по американскому Среднему Западу.
  • "Персональный покупатель" (Personal Shopper, реж. Оливье Ассаяс, Франция). Мистическая драма о тайной подкладке мира парижской моды.
  • "Незнакомка" (La fille inconnue, реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, Бельгия). Врач пытается установить личность неизвестной молодой женщины, которая умерла из-за отказа в проведении операции.
  • "Это всего лишь конец света" (Juste la fin du monde, реж. Ксавье Долан, Канада). Смертельно больной писатель возвращается к своей семье после десятилетнего отсутствия.
  • "В тихом омуте" (Ma loute, реж. Брюно Дюмон, Франция). Комедийный ретро-детектив. В 1910 году два инспектора расследуют таинственное исчезновение курортников на побережье.
  • "Продавец" (Forushande, реж. Асгар Фархади, Иран). Семейная пара ставит "Смерть коммивояжера" Артура Миллера, переживая кризис личных отношений.
  • "Каменная болезнь" (Mal de pierres, реж. Николь Гарсия, Франция). В конце Второй мировой девушка выходит замуж за человека, который был добр к ее семье, но затем влюбляется в другого.
  • "Вертикальное положение" (Rester vertical, реж. Ален Гироди, Франция). Одинокий режиссер воспитывает сына, пытаясь найти в нем вдохновение для нового фильма.
  • "Патерсон" (Paterson, реж. Джим Джармуш, США). Провинциальный роман между водителем автобуса и поэтессой.
  • "Водолей" (Aquarius, реж. Клебер Мендонса Филью, Бразилия). Настырная корпорация пытается отжать элитный дом "Водолей" у 65-летней вдовы.
  • "Я, Дэниел Блэйк" (I, Daniel Blake, реж. Кен Лоуч, Великобритания). Пожилой англичанин встречает женщину, которая значительно младше его.
  • "Мама Роза" (Ma' Rosa, реж. Брийанте Мендоса, Филиппины). Семья из Манильских трущоб торгует метамфетамином, используя для прикрытия своих детей, но попадаются с поличным.
  • "Бакалавриат" (Bacalaureat, реж. Кристиан Мунджиу, Румыния). История доктора из маленького румынского городка.
  • "Любя" (Loving, реж. Джефф Николс, США). В 1959 году в штате Вирджиния супруги брошены в тюрьму за то, что нарушили запрет на межрасовые браки.
  • "Служанка" (Agassi, реж. Пак Чхан Ук, Южная Корея). В 1930-х годах корейская аристократка влюбляется в карманного воришку.
  • "Последнее лицо" (The Last Face, реж. Шон Пенн, США). Руководитель международной гуманитарной организации и врач оказываются в Африке во время начала местной гражданской войны.
  • "Сьерра Невада" (Sieranevada, реж. Кристи Пую, Румыния). Успешный врач-невролог приходит на семейные поминки по своему умершему отцу.
  • "Она" (Elle, реж. Пауль Верховен, Нидерланды). Современная деловая женщина пытается выследить негодяя, который ее изнасиловал.
  • "Неоновый демон" (The Neon Demon, реж. Николас Виндинг Рёфн, Дания). Мистический триллер о девушке, чью молодость и красоту пытаются похитить.
Братья Дарденн идут на третью "Золотую пальмовую ветвь"

(EPA /
Christophe Karaba)
В программе фестиваля заложено довольно много интригующих возможностей, но какие из них реализуются, а какие нет, уверенно сказать не может никто.

Во-первых, "Незнакомка" братьев Дарденн, давних любимцев Каннского жюри, вполне может стать вехой в истории фестиваля и сделать своих создателей первыми "тройными" лауреатами "Золотой пальмовой ветви". Ни один другой попавший в конкурсный список соискатель, получив главную премию, такого громкого эффекта не произведет.

Во-вторых, старожилу Каннского фестиваля британцу Кену Лоучу нынешний год и фильм "Я, Дэниел Блэйк" могут принести вторую "Золотую пальмовую ветвь" (первую он получил в 2006 году за фильм "Ветер, что колышет вереск"). Прежде Лоуч трижды становился в Канне лауреатом "Приза жюри", а менее "официальные" регалии вроде премии ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы), ему уже просто некуда складировать.

В-третьих, вторая "Золотая пальмовая ветвь" может упасть и на румынского постановщика Кристиана Мунджиу - первую он получил в 2007 году за фильм "4 месяца, 3 недели и 2 дня", а после этого еще и получил в 2012 году приз за лучший сценарий своей драмы "За холмами". И его уверенные прежние фестивальные достижения дают хорошие основания надеяться на не менее уверенные новые.

В-четвертых, любимец публики Педро Альмодовар уже в пятый раз заходит на получение "Золотой пальмовой ветви", и память о каждом из предыдущих четырех "пролетов" увеличивает шансы, что уж теперь-то его талант оценят по достоинству. При этом каннский приз "Лучший режиссер" у него уже есть и за утешительный больше не сойдет.

В-пятых, Джим Джармуш давно работает в Каннах чем-то вроде "официального талисмана" - он еще в 1984 году получил "Золотую камеру" за дебют, а с тех пор шесть его полнометражных фильмов (в том числе классические "Мертвец" и "Пес-самурай") много способствовали украшению конкурсной программы фестиваля, однако лишь "Сломанные цветы" получили "Большой приз жюри". Чувствуется в этом какая-то недоработка.

Пауль Верховен (EPA/Sven Hoppe)
Включение в конкурсную программу нового фильма Пауля Верховена "Она" можно считать намеком на сенсацию - до сих пор этот разносторонний режиссер, автор глубоких философских драм и громких фантастических блокбастеров, не пользовался повышенным вниманием Каннского жюри. Единственным его фильмом в официальной программе за всю историю Канн был "Основной инстинкт" в далеком 1992-м. Впрочем, нынешний прогресс можно объяснить и тем, что в главной роли в фильме снялась Изабель Юппер, которая уже дважды покидала фестиваль в звании лучшей актрисы.

Датчанин Николас Виндинг Рёфн уже трижды участвовал в каннской конкурсной программе (два раза как постановщик фильмов и один раз - как член жюри) и может предъявить желающим приз "Лучший режиссер" за фильм "Драйв" (2011). Фаворитом это его не делает, но достойным внимания соискателем - вполне.

У британки Андреа Арнольд уже есть два каннских "Приза жюри" за фильмы "Красная дорога" (2006) и "Аквариум" (2009). Такой мелочью, как полученный за короткометражку "Оскар", на их фоне можно просто пренебречь.

Француз Оливье Ассаяс пока не может похвастаться фестивальными достижениями в Канне - если не считать достижением то, что с 2000 года уже четыре его фильма входили в конкурсную программу. "Персональный покупатель" может поддержать традицию такой стабильности, а может ее сломать - на то и конкурс, чтобы ожидать сюрпризы.

Шон Пенн делает в этом году второй заход на Канн как режиссер. В активе фестиваля у него уже есть приз "Лучший актер" за фильм "Она прекрасна" (1997), а в 2001 году в официальной конкурсной программе участвовал (но ничего не получил) поставленный им фильм "Обещание". Можно надеяться, что "Последнее лицо" с Шарлиз Терон, Хавьером Бардемом и Жаном Рено его репутацию также как минимум не испортит.

Филипинец Брийанте Мендоса прорвался в Каннский конкурс в 2008 году фильмом "Сербис", а в следующем 2009 году получил за "Убой" приз "Лучший режиссер". "Мама Роза" дает ему третью попытку, и чем эта попытка обернется можно пока только гадать.

Кореец Пак Чхан Ук вот уже полтора десятилетия носит на плечах тяжесть успеха его "Олдбоя", который в 2004 году взял в Канне "Большой приз жюри". Пять лет спустя он вернулся в официальную программу фестиваля с полувампирским фильмом "Жажда" и получил за него "Приз жюри" (на этот раз не большой). Следующее приглашение на фестиваль режиссер получил только семь лет спустя, поэтому можно надеяться, что его "Агасси" окажется явлением как минимум нерядовым.
Марен Аде, быстро восходящая звезда немецкого кино.

(EPA / Chema Moya)
Канадский вундеркинд Ксавье Долан впервые собрал в Канне урожай второстепенных призов на фестивале 2009 года, когда ему было всего 20 лет, а к участию в основном конкурсе его допустили в 2014 году с фильмом "Мамочка", за который он получил "Приз жюри" и приглашение в это жюри на 2015 год. Поэтому его новая работа "Это всего лишь конец света" в программе 2016 года выглядит вполне логичным продолжением столь бурно начавшейся звездной кинокарьеры.

В активе француза Бруно Дюмона уже два фильма в прежних конкурсных программах Канн и "Большой приз жюри" за "Фландрию" в 2006 году. Режиссер поддерживает образ "внестудийного" творца - он предпочитает приглашать в свои фильмы непрофессиональных актеров и не особо озадачивается прокатными перспективами для своих творений. Но для каннского жюри это, в общем, препятствием не выглядит. Лишь бы фильм сам по себе соответствовал высокого уровню фестиваля.

Режиссер Марен Аде начала фестивальную карьеру дебютным полнометражным фильмом "Лес для деревьев" (2003), вторым фильмом "Все прочие" (2009) взяла "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале, а с третьим фильмом "Тони Эрдман", как видите, приглашена в Канн - и, возможно, вовсе не для того, чтобы оставаться в тени.

Каннская история француженки Николь Гарсиа в насчитывает уже 30 лет - ее короткометражка участвовала в конкурсе 1986 года. Ее полнометражные фильмы начали принимать в официальную программу гораздо позже - но ни "Соперник" 2002 года, ни "Как говорит Шарли" 2006 года заметного фестивального успеха не имели.

В 2013 году фильм Алена Гироди "Незнакомец у озера" был включен в официальную каннскую программу и заслужил несколько второстепенных призов (в том числе "Queer Palm" за лучший фильм на ЛГБТ-тематику). "Вертикальное положение", вероятнее всего, не станет серьезным прорывом на новые художественные высоты - однако режиссер в этот раз обратился к новой для себя теме, которая, судя по краткой аннотации, чем-то перекликается с "Отрочеством" Ричарда Линклейтера.

По одному каннскому "зачету" насчитывают иранец Асгар Фархади и американец Джефф Николс. Первый в 2013 году участвовал в конкурсной программе Канн с фильмом "Прошлое" и получил за него "Приз экуменического жюри". Второй появился во вспомогательной программе в 2011 году с фильмом "Укрытие" и собрал за него несколько малых призов и отличную прессу, а в 2012 году привез на конкурс новую независимую драму "Мад" с Мэтью Макконэхи.

Второй румынский фильм в конкурсной программе - "Сьера Невада" Кристи Пую. Для режиссера это первый выход на большой каннский конкурс, но на фестивале его знают уже больше десяти лет. В 2005 году его трагикомедия "Смерть господина Лазареску", открывшая так называемую "румынскую новую волну", заслужила главный приз каннской программы "Особый взгляд", а в 2010 году в этой же программе участвовала его драма "Аврора".

Пожалуй, самой "темной лошадкой" программы (с точки зрения предыдущих каннских достижений) можно считать фильм бразильца Клебера Мендонса Филью "Водолей". Филью как режиссер стал приобретать известность в 2013 году после серьезного международного успеха его фильма "Звуки по соседству", и поставленный им сразу после этого "Водолей" получил приглашение от каннского жюри. Будем надеяться, что каннская премьера бразильца как минимум не испортит общей картины ежегодного кинопраздника.
Каннский международный кинофестиваль 2016
В 2016 году фестиваль пройдет с 11 по 22 мая.

Помимо официальной конкурсной программы фестиваля и других традиционных программ ("Особый взгляд", "Cinéfondation", короткометражный марафон, цикл внеконкурсных показов), в Каннах будут также представлены недавно найденные и заново отреставрированные старые фильмы, пройдут чествования знаменитых кинематографистов и мероприятия национальных киношкол, демонстрация документальных фильмов о съемках классических шедевров, мастер-классы знаменитых режиссеров и сценаристов, семинары, концерты, выставки...

И, в заключение, вручение фестивальных призов.
Текст: Сергей Бережной | Фото: EPA / Festival de Cannes
© 2016 Все права защищены. Информационное агентство ЛІГАБізнесІнформ