Чрезмерное внимание к политической суете "в верхах" до сих пор остается одним из самых отвратительных рудиментов советской (и постсоветской) эпохи. Люди чувствствуют свою зависимость от процессов, которые там, "наверху", происходят. В то же время они не видят исходящих "сверху" позитивных результатов (или же видят, что эти результаты явно недостаточны). И по-прежнему лишены возможности эффективно воздействовать на власть.

Люди привыкли видеть в органах власти что-то вроде средоточия национальной государственности. Удивительно, что катастрофа, к которой привело страну это "средоточие государственности" времен Януковича и "Партии регионов", мало чему научила избирателя. Возможно, он действительно перестал доверять власти (как о том ясно говорят результаты социологических опросов), но при этом привычно продолжает возлагать на нее надежды.

Надеется, не доверяя при этом. Как-то это странно и печально.

"Худший вид рабства - неотрывно смотреть на власть, страстно комментируя движения пальцев ее ног", - язвит по этому поводу Михаил Жванецкий.

Еще смешнее, когда возродившиеся в новой реальности "пикейные жилеты" увлеченно обсуждают, как на ситуацию в Украине могут повлиять результаты следующих выборов президента США. Так и слышишь: "Трамп - это голова! Я бы ему палец в рот не положил..." - "Нет, батенька, не Трамп, а Сандерс - вот это голова!.."

Свобода - это готовность человека по своему усмотрению и под свою ответственность действовать без оглядки на государство. А достоинство - способность добиваться результата, который и человеком, и обществом осознается как необходимый.

Обсуждать, как на ситуацию в Украине могут повлиять они сами, гражданам, вероятно, гораздо скучнее. Люди привыкли, что такую работу должен кто-то сделать за них. Правительство, например. Порошенко. Верховная Рада. Будущий президент США. Волонтеры, наконец.

Кстати, волонтеры - такие же избиратели, как и другие. Разница лишь в том, что они своими силами дают результат, который не получается у государственных структур. А все потому, что продвинулись в гражданском развитии на шаг дальше прочих и перестали надеяться на то, что важную для них работу сделают другие.

Понятия свободы и гражданского достоинства, которые после Майдана треплют все без исключения политические силы, для волонтеров вовсе не абстракции, а довольно очевидная конкретика. Свобода - это, помимо прочего, готовность человека самостоятельно и по своему усмотрению и под свою ответственность действовать без оглядки на государство. А достоинство - способность добиваться результата, который и человеком, и обществом осознается как необходимый.

И который можно было бы, конечно, ожидать и от государства, если бы оно было несколько более дееспособно. Но до этого счастья мы, к сожалению, пока не доросли.

Наблюдения за поведением государственных мужей (а также государственных дам) дают основания предполагать, что и они тоже несколько переоценивают свою роль в процессах, которые идут в стране. Например, они частенько путают намерение добиться результата и собственно результат. Скажем, депутатская фракция проголосовала за реформаторские законы, которые в итоге, однако, так и не были приняты. Намерение было, оно воплотилось в голосовании, но голосовавшиеся законы не вступили в силу. То есть, результата фактически нет и отчитываться перед избирателями нечем. Не предъявлять же в качестве отчета "правильное" голосование и доброе намерение, которым парламентские кое-какеры в очередной раз замостили путь к вечному "примем в следующий раз".

Итого: результата нет, кредит доверия избирателей проеден, и даже затасканное понятие "политическая воля" чаще всего используется с в компании с комическим рефреном "...не хватает".

В демократических странах уважение граждан к государству основано на том, что государство эффективно решает поставленные перед ним гражданами задачи, а не на том, что оно мастерски объясняет, почему не в состоянии эти задачи решить.

И вы по-прежнему рассчитываете на такое государство? Пусть сначала покажет внятный результат и заново заслужит доверие. А до тех пор придется как-нибудь справляться самим. И параллельно всеми доступными способами учить государство эффективности.

Извините, приведу неприличный пример. Допустим, живете вы в селе и удобства вас во дворе. И вы считаете, что оттуда уже пора откачивать. Вызываете бригаду ассенизаторов. Они приезжают, но вместо того, чтобы подгонять цистерну и опускать хобот, начинают вам доказывать, что критический уровень пока еще не превышен и по инструкции они вправе ничего не делать и оставить все как есть. Вы напоминаете, что уже заплатили им авансом. Они говорят, что да, с оплатой все нормально и претензий к вам они не имеют. И собираются уезжать. Вы удивляетесь и говорите им все, что думаете об их инструкциях и их профессиональных качествах. Они намекают, что раз вы настроены неконструктивно и не уважаете труд профессионалов, то, пожалуйста, откачивайте сами. Но будьте готовы ответить за работу без лицензии...

Знакомая картинка?

Ладно, не будем зацикливаться на совсем уж пахучих аналогиях. Просто не стоит забывать, что в демократических странах уважение граждан к государству основано на том, что это государство эффективно решает поставленные перед ним гражданами задачи, а не на том, что оно мастерски объясняет, почему не в состоянии эти задачи решить. И что в демократических странах государство по отношению к гражданам выполняет множество чисто "сервисных" функций, воспринимает граждан как заказчиков своего сервиса и ни на секунду не забывает о принципе "заказчик всегда прав".

Децентрализация и реформа местного самоуправления (которые правительство Гройсмана снова перевело в приоритетные направления) как раз должно в итоге создать такую систему отношений граждан и государства, когда государство из неформального "хозяина" страны и крупнейшего работодателя естественным образом преобразуется в специфический сервис для избирателей. В нормально организованном демократическом государстве повседневная политика обречена уйти из сферы постоянного и обостренного внимания общества - за исключением, пожалуй, выборов (которые тоже не стоит проводить чаще, чем футбольные кубки). Гражданам достаточно будет знать, что при необходимости его услугами можно будет воспользоваться, и что эти услуги предварительно оплачены их налогами.

И чтобы этот сервис вызвать, достаточно будет сделать один звонок.

Очевидно, что пока от нашей реальности эта идеальная ситуация далека. Но ведь демократический "европейский выбор" выглядит именно так. И для того, чтобы ему лучше соответствовать, для начала перестаньте думать, что вы зависите от государства. Представьте, что это оно зависит от вас.

Тем более, что так оно и есть.

Читайте также: Моторы перемен: Кого и что власть не догоняет

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.