В последние дни на Филиппинах развернулась настоящая гуманитарная катастрофа. 200-тысячный город Марави на острове Минданао частично захвачен джихадистами, которые ранее объявили о верности группировке Исламское государство. Тысячи жителей города поспешно покидают его, группа верующих-христиан захвачена в заложники. Армия тщетно пытается выбить террористов из города. Всемирно известный после благословения массовых внесудебных убийств подозреваемых в наркоторговле и наркозависимых президент Филиппин Родриго Дутерте объявил военное положение на острове и хочет распространить его на всю страну, хотя очаг терроризма есть лишь в южных провинциях. Оппозиция вышла на массовые акции протеста, опасаясь, что президент получит диктаторские полномочия.


Родриго Дутерте (фото - ЕРА)

Южные провинции Филиппин страны никогда не были спокойным регионом. Здесь проживают преимущественно мусульмане, в то время как 80% населения страны составляют католики. После провозглашения независимости Филиппин на Минданао действовали различные повстанцы, выступающие за независимость или автономию для мусульманского народа моро. В 1991 году бывший учитель Абдураджак Джанджалани, который воевал в Афганистане против советских войск и познакомился там с Усамой бен Ладеном, создал куда более радикальную исламистскую группировку Абу Сайяф. Вскоре она стала известна на весь мир, организовывая торговлю наркотиками, убийства, похищения туристов с целью получения выкупа, теракты, в том числе самый кровавый в истории Филиппин - взрыв парома Superferry 14 со 116 жертвами. Абу Сайяф долгое время была связана с Аль-Каидой, но в 2014 году принесла клятву верности Исламскому государству. Провалившаяся во вторник операция армии по захвату нынешнего лидера группировки Иснилона Хапилона и привела к тому, что Марави стал ареной боев.

53543873.jpg

Военные на улицах Марави (фото - ЕРА)

53546479.jpg

Беженцы из Марави (фото - ЕРА)

На данный момент около 500 террористов захватили в Марави ратушу, госпиталь, сожгли несколько христианских церквей и школ и перекрыли дороги в город. Жертвами боев стали по состоянию на четверг 11 гражданских лиц и 11 солдат, один полицейский был обезглавлен. Даже использование военных вертолетов в боях не позволяет армии успешно продвигаться в городе.

Президент Дутерте оказался совершенно беспомощным в ситуации, когда его противниками оказались джихадисты, а не мелкие наркодиллеры и наркозависимые

Президент Родриго Дутерте оказался совершенно беспомощным в ситуации, когда его противниками оказались джихадисты, а не мелкие наркодиллеры и наркозависимые, с которыми он боролся весь первый год президентства. По данным доклада Amnesty International полиция платила наемным убийцам по 100$ за убийство наркозависимых, и 200-300 $- за убийство наркоторговцев. Убийства существенно поднимали рейтинг президента, в марте 2017 года он составлял 80% согласно опросу Social Weather Station. 

На фоне нарковойны и критики из Вашингтона Дутерте даже призадумался о смене традиционной проамериканской политической ориентации - регулярно посещал Пекин и Москву, хотя это идет в разрез с симпатиями населения - 63% филиппинцев не доверяют Китаю, а 56% - России, согласно мартовскому опросу Pulse Asia. Одновременно президент решил убрать с пути неугодных оппозиционеров - выступавшая против его политики благославления внесудебных убийств сенатор Лейла ди Лима, была арестована по обвинению в сотрудничестве с наркомафией на посту министра юстиции. Amnesty International назвала ее узником совести. С джихадистами, подрывающими безопасность страны четверть века, разобраться оказалось не так просто. Главный источник роста их влияния - повальная нищета и коррупция. За год своего правления Дутерте не продвинулся в решении ни одной из этих проблем, а скорее и не собирался.

53546578.jpg

Оппозиция протестует против намерения Дутерте ввести военное положение по всей стране (фото - ЕРА)

В то же время для начинающего диктатора хаос в Марави - находка. Пример Путина, к которому он зачастил с визитами, подсказывает - нет ничего лучше, чем использовать для укрепления режима группировки религиозных экстремистов в отдаленных регионах. Военное положение на Филиппинах открывает возможность для замены гражданских судов военными трибуналами и осуждения любого, кто нарушает или протестует против военного положения. Его введение на всей территории позволит президенту поставить 100-миллионную страну под контроль. Неудивительно, что Дутерте уже сравнивают с Фердинандом Маркосом, диктатором Филиппин в 1965-1986 годах, который вывел из экономики страны от 5 до 10 млрд $. Остается лишь пожелать удачи филиппинской оппозиции, которая протестует против распространения военного положения.  

Читайте также: "Я лично убивал": история филиппинского диктатора Дутерте

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.