Гибридная война США: как Москва помогает танкам НАТО попасть в ЕС
30 марта европейское командование США (US EUCOM) сообщило, что с февраля следующего года на ротационной основе в Европе будет находиться американская бронетанковая бригада. Этот шаг США предпринимают в ответ на агрессию РФ против Украины, что вызвало беспокойство восточноевропейских членов НАТО. В соответствии с так называемым основополагающим актом РФ-НАТО (1997-й год) Альянс отказывался от создания значительной военной инфраструктуры или наращивания большого военного присутствия на территории новых государств-членов. Расширение за счет стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 1999-2009 годах, несмотря на громкие заявления РФ, стало больше политико-дипломатическим, нежели военным. Однако ревизионистская политика Кремля в евроатлантическом регионе вынуждает США и НАТО думать над реальным военным наполнением коллективной безопасности для стран ЦВЕ. И наращивание сил в Европе - логичный ответ.
В феврале этого года Белый дом запросил Конгресс США предоставить рекордные $3,4 млрд для программы European reassurance initiative (ERI) на следующий финансовый год. Параллельно с этим США планируют продолжить размещение вооружений (всего до 250 танков Abrams, БМП Bradley и гаубиц Paladin) на складах стран ЦВЕ. Это позволит НАТО, по планам US EUCOM на 2017-й год, иметь в Европе три бригады: бронетанковую, воздушно-десантную, а также еще одну, имеющую на вооружении бронемашины Stryker. Кроме того, на складах в Западной Европе будет хранится вооружение на еще одну бронетанковую бригаду. В рамках этого плана вооружение, которое сейчас используется американскими войсками на ротационной основе в странах ЦВЕ, будет перемещено на склады в Нидерландах, Бельгии и Германии. В то время как в рамках присутствия бронетанковой бригады страны ЦВЕ получат современное вооружение для размещения на собственных складах.
Хватит ли трех бригад вместе с вооружением еще на одну бригаду для создания необходимого эффекта сдерживания? Возможно, что этого будет мало, если дело дойдет до горячей фазы. США в своем военном строительстве в Европе должны учитывать необходимость готовности вести реальные боевые действия, если эффект сдерживания не сработает. По этому вопросу существует несколько точек зрения.