Благими намерениями вымощена дорога украинских реформ. Недавнюю либерализацию регистрационных процедур преподнесли украинцам как безусловное благо. Зарегистрировать новый бизнес, сменить директора или внести изменения в устав стало значительно проще. В прошлом должны были остаться сумасшедшие очереди к регистраторам и ненужные пакеты документов. Количество необходимых подписей на квадратный сантиметр бумаги значительно уменьшилось. Наша страна должна была бы рвануть вверх в рейтинге Doing business. Но рвануло в другом месте. У реформы оказалась обратная сторона.

С какими сюрпризами столкнулись юристы?

1. Всеукраинская экстерриториальность. Зарегистрировать изменения в реестр теперь можно не только по месту регистрации компании. Это очень удобно, если вы - ФЛП и работаете в другом регионе. Больше не нужно мчаться домой, чтобы, скажем, сменить виды деятельности. Проще стало и рейдерам. Раньше для захвата надо было ехать в конкретный район по местонахождению компании, где все регистраторы были "свои" и компанию могли знать. Человеческий фактор сдерживал людей на местах. Теперь достаточно найти непритязательного адвоката на задворках регистрационной системы - и можно дерзать в переоформлении корпоративных прав. Если раньше проблемы исходили из "единого окна", теперь их источник невозможно предугадать. Подкупить можно не одного регистратора, а многих. И контролировать их нереально.

2. Отмена второго экземпляра устава. При подаче документов регистратору теперь достаточно одного экземпляра нового устава, при этом старый устав можно не подавать. Удобно: экономит бумагу и затраты на рейдерские схемы. Раньше рейдеру нужно было с помощью ухищрений восстановить устав. Сейчас достаточно просто зайти в гости к нотариусу, сделать новый экземпляр - и на руках уже готовое орудие захвата.

3. Отмена нотариального удостоверения сделок по распоряжению корпоративными правами. Это значительно уменьшает бюджет рейдерских схем на нотариальные услуги. Теперь достаточно даже простой подписанной бумаги.

4. Функцию регистраторов также расширили и на нотариусов. Сложно уговорить регистратора, как должностное лицо, на преступление? К вашим услугам теперь несколько тысяч нотариусов, которые сполна ощущают на себе последствия экономического кризиса.

5. На регистрационных формах необязательно ставить печать, подписывать их можно по доверенности. Приятная мелочь для рейдера. Теперь меньше оттисков и поддельных экземпляров подписи. Достаточно подделать только доверенность. А она потом может и потеряться, и быть изъятой правоохранительными органами, чтобы потом снова потеряться.

Сразу оговорюсь: революции не произошло. Захватить компанию оказалось проще, но при этом старую добрую подделку документов никто не отменял. У рейдеров стало меньше хлопот. Об этом свидетельствует поток клиентов и подтвержденная информация о большом количестве захватов за два последних месяца.

Революции не произошло. Захватить компанию оказалось проще, но при этом старую добрую подделку документов никто не отменял. У рейдеров стало меньше хлопот

Последний случай вообще претендует на экранизацию. ООО "КЛОВ" [информация публикуется с разрешения клиента], зарегистрированное в Печерском районе, утром 3 июня 2016 года во время попытки зарегистрировать смену контактных данных (телефонного номера) внезапно узнает о смене учредителя и директора. Причем внезапно для учредителя - Александра Кулагина и директора - Татьяны Козак. Регистрация проведена в Шевченковском районе Киева час назад. Новыми учредителями стали граждане РФ, уроженцы Белгородской области братья Оглы - Артур Челепович и Сурач Челепович [информация публикуется без разрешения братьев Оглы, за что я готов получить от них иск о защите деловой репутации]. Директором новые владельцы выбрали некоего Яременко Виталия, который, якобы, и осуществил все регистрационные действия. Документы для регистрации были сделаны явно на коленке. Стоит упомянуть хотя бы тот факт, что в предмете договора купли-продажи корпоративных прав стояла другая компания (вероятно, предыдущая жертва).

С помощью старого доброго скандала, перемежая юридические аргументы с матерными, руководству удалось восстановить себя в статусе. Но за это время "новое руководство" уже успело получить электронную подпись для доступа к электронному администрированию НДС. Оперативность, которую по достоинству могут оценить те, кто знаком с процедурой. В ответ на это законное руководство восстанавливает подпись. А дело было в пятницу.

Читайте также: Судебная реформа: снова переставляем кровати

Время неумолимо приближается к выходным. Кто окажется сверху на конец дня, тот и празднует выходные с доступом к счету компании. Рейдеры делают следующую попытку атаки на компанию. Подпись внезапно оказывается снова восстановленной. Тогда руководство немедленно расторгает договор на подачу отчетности в электронной форме, чем лишает компанию права регистрировать налоговые накладные. И блокирует счета. Заводится уголовное производство. Дело переходит в выходные. Нервные и муторные выходные. С понедельника кавалькада продолжается. Новая попытка смены учредителей. Браться Оглы явно хотят закрепиться в статусе инвесторов в украинскую экономику. Тогда в дело идет арест следователем корпоративных прав. Только следователь забыл, что можно поменять и директора. Вторник - попытка смены директора. Неудачно. За ним следует корпоративный спор, где, к удаче собственников, суд выносит определение о запрете на проведение любых регистрационных действий. Ситуация еще не завершена.

Любопытны персонажи братьев Оглы. Судя по реестру, они владеют сотнями украинских компаний. При этом умудряются скрывать свою венчурную деятельность от СМИ. Не попадают в списки самых богатых людей, самых активных инвесторов. В светской хронике не замечены.

Это только один пример, который я получил разрешение разгласить. Их несколько. И страдают очень крупные предприятия.

Итак, что становится объектом атаки?

1. Деньги на счетах. У вас заканчивается депозит? Накопились любопытные остатки на счетах? Рейдеры уже могут знать об этом и иметь свои планы, как ввести ваши деньги в гражданский оборот.

2. Активы. Преимущественно ликвидные: квартиры, техника или иное добро, которое можно быстро реализовать. Желательно дважды, чтобы потом добросовестные приобретатели в суде отстаивали свое священное право собственности.

3. Налоговый кредит. Ходовой, как оказалось, в последнее время товар.

4. Ценные бумаги. Падение фондового рынка не смущает рейдеров. В Украине еще остались интересные акции и облигации. Это даже немного льстит нашей экономике.

5. Бизнес с хорошим оборотом. Эта редкость для украинской экономики привлекает внимание не только налоговиков и правоохранителей, но и бдительных рейдеров.

Счет компаний, которые подверглись таким захватам, по моим собственным подсчетам, идет уже под сотню. И это, повторюсь, крупные активы. Злоумышленников интересуют суммы в сотни тысяч долларов.

Читайте также: Гражданская оборона. Как уберечься от кибератаки

Уместно завершить классическим для литературы вопросом "Что делать?".

1. Компаниям следует постоянно мониторить реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей. В конце концов, не так уже неприятно убедиться, что ты все еще владеешь своим бизнесом.

2. Внести в уставы пункт о том, что документы о смене учредителей могут производиться в нотариальной форме. Причем можно указать конкретных нотариусов. Это следует отобразить в реестре.

3. Готовиться к оперативным действиям. Юристам и бухгалтерам предприятий следует иметь инструкции оперативного отсечения активов от злоумышленников.

4. Вспомнить немного подзабытые с 2000-х способы секьюритизации активов. У вас какое-то имущество еще не в залоге? Это неправильно, вам явно нужно за кого-нибудь поручиться имуществом.

5. Введение для банков вторых подписей, усложнение процедуры отправки средств.

6. Подружиться с банковским клерком. Шоколадка - небольшая цена за звонок вам о попытке смены распорядителя счета.

7. Юристам - готовиться. Если у вас еще нет клиента, который пострадал от рейдерства, вероятно, скоро он у вас появится. Причем необязательно новый. Под угрозой ваши старые любимые клиенты.

8. Министерству юстиции следует обратить внимание на эту проблему и немедленно разработать изменения в регуляторные документы, чтобы закрыть брешь. В конце концов, экстерриториальность и второй устав - не такое уж большое достижение демократии, чтобы держаться за них ценой бизнеса.

9. Правоохранительным органам: займитесь, наконец, реальными экономическими преступлениями, а не обыскивайте ИТ-компании.  

Автор: Артем Афян, управляющий партнер Адвокатского объединения Юскутум