Давным-давно
в далекой-далекой галактике
начинающий режиссер захотел снять
фильм о приключениях космических героев...
Так начинались
"ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ"
Место во Вселенной
Как бы кто ни относился к "Звездным войнам", невозможно отрицать, что они стали выдающимся феноменом современной популярной культуры и оказали грандиозное влияние на массовое сознание. Нравится это влияние кому-то или нет - вопрос совершенно другой. Даже если вы предпочитаете феномен игнорировать, он не перестает из-за этого существовать и привлекать к экранам новые поколения зрителей.
Массовая культура, которая сформировалась как отрасль промышленности во второй половине XIX века благодаря развитию общественных коммуникаций, удешевлению полиграфического производства и затем появлению звукозаписи и кинематографа, прошла впечатляющий путь развития и сегодня во многом определяет образ мышления современного человека. Лучшие образцы массовой культуры не только чутко отзываются на изменение общественных настроений, но и способны настраивать общество на восприятие куда более сложных идей и концепций, чем можно было себе представить всего лишь полвека назад. Масскульт буквально "разжевывает" их для публики, адаптирует в легко воспринимаемые образы и делает доступными не только для интеллектуальных элит.

Обложка французского выпуска журнала "Philosophie Magazine" за ноябрь 2015 года
Тема номера: "Звездные войны": Миф, который вы понимаете"

Конечно, у этого процесса есть и другая сторона. Собственно, у любого явления она есть. Упрощение идеи, воплощение ее в популярном образе дает возможность идею легко усвоить, но в то же время создает иллюзию понимания вместо самого понимания. Любое достоинство, увы, неизбежно предполагает и какой-то недостаток.

"Звездные войны", как вы помните, повествуют как раз об этом: одной из основ их вселенной является объединяющая все живое Сила, у которой есть две стороны, светлая и темная, ни одна из которых не может существовать без другой.

Прекрасным примером этого принципа может быть кинематограф - он является одновременно и средством создания произведений кинематографического искусства, и огромной отраслью производства промышленного медийного продукта.

И ни одна из этих двух ипостасей не может существовать без другой.
Комиксы по "Звездным войнам" стали одним из первых направлений экспансии франшизы в другие медиа
Но если о влиянии "Звездных войн" на современное искусство можно (и нужно) спорить, то значение "Звездных войн" как коммерческого предприятия стало бесспорным сразу после премьеры первого фильма в 1977 году - и затем оно только росло.

Кассовые сборы одной только отдельно взятой кинофраншизы "Star Wars" составляют уже около 6,5 миллиардов долларов (в среднем около 800 миллионов на каждый из семи вышедших на экран фильмов). Оборот сопутствующих продуктов - анимационных телесериалов, комиксов, романов, адаптаций для радио, фигурок персонажей и моделей кораблей, костюмов для косплейщиков, сувенирки, настольных и компьютерных игр - превосходит эти цифры как минимум на порядок. Достаточно сказать, что личное состояние Джорджа Лукаса, во многом заработанное лицензированием продуктов и проектов на темы "Звездных войн" и эксплуатации брэнда, оценивается примерно в 5 миллиардов долларов - и это, на минуточку, значительно больше, чем состояние "скандально богатого" избранного президента США Дональда Трампа.
Сборы фильмов франшизы "Star Wars" в США с учетом инфляции и изменении цен на билеты (в миллионах долларов) по состоянию на начало декабря 2016 года. Учтены также повторные кинорелизы новых версий старых фильмов.
В сравнении с конкурентами
"Звездные войны" на начало декабря 2016 года занимали четвертую строчку
в списке самых коммерчески успешных (по итогам мирового кинопроката) франшиз.
Первые три строчки этого списка занимают:

1. Кинокомиксы из вселенной Marvel (14 фильмов и 10,8 миллиардов долларов)
2. Экранизации произведений Джоан Роулинг (9 фильмов и 8,3 миллиарда долларов)
3. Фильмы о Джеймсе Бонде (26 фильмов и 7 миллиардов долларов)
А начиналась эта история успеха с простого желания молодого режиссера снять фантастический приключенческий фильм.
Реклама
Молодой и приземленный:
Джордж Лукас как космическая стартовая площадка
Джордж Лукас до того, как все началось по-настоящему
(Фото - cinearchive.org)
Глядя на нынешнего вальяжного Лукаса, трудно представить, каким безбашенным щенком он был в начале 1960-х. Те, кто смотрел его "Американские граффити", могут считать, что получили нужный намек. Это, конечно, далеко не автобиографический фильм, но стремность его персонажей приближается к тогдашнему реальному градусу.

Больше всего на свете Джордж обожал автомобили и гонки. Первое, что он снял на бытовую камеру под 8-миллиметровую пленку, были именно автогонки. Он жил на шоссе и в гараже, мечтал стать профессиональным гонщиком, - до тех пор, пока в 1962 году другой безбашенный водила не сбил его автомобиль с трассы. Машина перевернулась и Джордж едва не погиб. Этот случай заметно охладил его страсть к гонкам. Однако любовь к скорости и риску у него определенно осталась: уже в 1967 году, после окончания Школы кинематографических искусств при Университете Южной Калифорнии, он пытался законтрактоваться в военную авиацию - и его не взяли из-за огромного числа штрафов за превышение скорости. Тогда он решил пойти добровольцем во Вьетнам, но медкомиссия нашла у него диабет, так что с риском снова получилось не очень.

Работа по специальности давала меньше возможностей поймать волну адреналина, зато удовлетворяла его творческим амбициям. Не получив приглашения ни от какой студии, он взялся вести в своей альма-матер практический курс документальной съемки для флотских курсантов. С ними он поставил как режиссер свой первый фильм - 15-минутную антиутопию "Электронный лабиринт: THX 1138 4EB". Фильм выиграл для Лукаса главный приз на фестивале студенческого кино и специальное поощрение от компании Warner, которое давало ему возможность "для профессионального совершенствования" поработать абы кем - и совершенно бесплатно - на съемках любого проекта студии.

Джордж выбрал съемочную площадку мюзикла "Радуга Финиана". Фильм режиссировал молодой Фрэнсис Форд Коппола, выкормыш конкурирующей киношколы Университета Калифорнии и мастера кинотрэша Роджера Кормана. (Кстати, первым проектом Копполы у Кормана был советский фантастический фильм "Небо зовет", который студент безжалостно перемонтировал и переозвучил в постядерную антиутопию с битвой марсианских чудовищ. Фильм вышел в США под названием "Битва по ту сторону Солнца", окупил расходы - права на свои фильмы СССР тогда продавал за сущие гроши, - и даже принес прибыль. Корман впечатлился хваткой Копполы и стал приглашать его в более серьезные свои проекты, пока тот не закончил киношколу и не привлек внимание студии Warner). Лукас работал у Копполы на съемках "Радуги" и "Людей дождя" оператором-документалистом, делал "фильмы о фильмах". В таком качестве он даже попадал в чужие репортажные съемки.
Роберт Дюваль в фильме "THX 1138" (1971)
При всех различиях характеров и подходов, Лукас и Коппола сдружились настолько, что в 1969 году соучредили собственную продюсерскую компанию American Zoetrope. Именно на ее ресурсах Лукас снял как режиссер (оттолкнувшись от своей "судьбоносной" короткометражки) дебютный полнометражный фильм "THX 1138". Фильм вышел на экраны в 1971 году и провалился в прокате - без громкого треска, но вполне отчетливо. По прошествии времени, причины этого провала вполне понятны: стильная и депрессивная антиутопия, которая глубоко влезала в психоаналитику, была выстроена скорее как европейский арт-проект, а не как традиционный для США коммерческий хит.

Расстроенный тем, что принес компаньону убытки, Лукас оставляет American Zoetrope Копполе. Его уход, помимо всего прочего, на несколько лет откладывает начало работы над проектом "Апокалипсис сегодня" - Джон Милиус и Лукас писали для него сценарий, и Лукас должен был стать режиссером проекта.

Как оказалось, для обоих это стало решительным шагом вперед: в том же году Коппола взялся режиссировать для Paramount "Крестного отца" и опасно приблизился к бессмертной славе, а Лукас подошел к той же метке с другой стороны - он основал собственную продюсерскую фирму Lucasfilm, Ltd и заключил с Universal контракт на два фильма, первым из которых были "Американские граффити", а вторым - безымянный "космический вестерн".

Впоследствии Лукас вспоминал, что задумывал "Граффити" как нечто принципиально противоположное сложному "THX".
"После завершения "ТНХ" я понял, что фильм настолько точно бьет по больным точкам зрителя, что вызывает у него нарастающее раздражение. Чтобы это как-то компенсировать, я сделал "Американские граффити", который давал бы возможность это раздражение снять, почувствовать, что все это переходяще".
Джордж Лукас
режиссер

"Американские граффити" (1973)
"А ты где был в 62-м?"
"Американские граффити" вышли в 1973 году с большими приключениями и неожиданным триумфом. Студия поначалу мялась, не желала выпускать фильм в широкий прокат и предлагала ограничиться трансляцией по телевидению. Но тут оказалось, что зрители и сотрудники кинокомпании, видевшие фильм на предварительном просмотре, взяли дурную привычку рассказывать о нем знакомым в неприлично восторженных выражениях. Публика готова была смотреть "Граффити" и не понимала, почему фильм не выходит. В конце концов, фильм вышел на пике августа (в "мертвый сезон" для кинопроката), и несмотря на это при бюджете в 1,2 миллиона долларов собрал в мировом прокате 55 миллионов.

Для Лукаса это означало, что его следующий проект должен автоматически получить "зеленый свет".

Следующим был "космический вестерн".
Трудный старт
Черновой вариант сценария "Звездных войн", 1974 год.
Автоматизма, однако, не случилось.

Вскоре после завершения монтажа "Американских граффити" Лукас набросал сценарную заявку под названием "Дневник Уиллса" - историю ученика легендарного космодесантника "джедай-бинду" Мэйса Винди, который тренирует и наставляет юношу как своего преемника. Он показал заявку на студии, но в Universal конкретно не поняли, кого такая бодяга может заинтересовать. Лукас, критически оценив текст, признался себе, что история получилась действительно не особо внятная, и засел писать новую заявку.

В апреле 1973 года у него был готов набросок на 13 страниц под названием "The Star Wars". К 1974 году он расширил его до вполне внятного черновика сценария. Главного героя теперь звали генерал Анникин Старкиллер (именно Анникин, а не Анакин), а в сюжете появились ситхи и боевая станция "Звезда Смерти".

Лукас дорабатывал сценарий еще два года. За это время Universal успел окончательно отказаться от проекта, но сценарием заинтересовалась компания 20th Century Fox. Она переживала не лучшие времена и очень надеялась, что недорогой в производстве фантастический трэш для подростков не пойдет во вред бухгалтерии. То, что проект не будет простым и дешевым, на студии поняли только после того, как съемки "Звездных войн" уже начались. Фильм несколько раз пытались прикрыть, и спасти его удалось только благодаря самоотверженным усилиям немногих студийных авторитетов. К моменту выхода "Звездных войн" студия находилась буквально на грани банкротства, и считается, что именно небывалый успех фильма Лукаса позволил ей выжить.
Материал для воображения

Обложка одного из изданий книги Джозеф Кэмпбелла "Тысячеликий герой"
Обратите внимание на самого нижнего персонажа
Впрочем, это было дело пусть недалекого, но будущего. В настоящем Лукас переписывал сценарий, привнося в него все новые и новые мотивы - в том числе из классики кино, культурологии и мифологии. Он уже был знаком с теорией "мономифа" Джозефа Кэмпбелла и читал его "Тысячеликого героя", где Кэмпбелл разложил структуру мифологического сюжета на юнговские архетипы и вывел закономерности, по которым миф "работает". Чем дальше выстраивался сценарий фильма, тем точнее он соответствовал кэмпбелловским культурологическим моделям. Оставаясь по антуражу научной фантастикой, "Звездные войны" постепенно приобретали гораздо более серьезные культурные основания.

Однако на фундаменте мифологического сюжета нужно было еще выстроить собственно фабулу, а типы персонажей превратить в персонажей как таковых. Пары "наставник и ученик", "принцесса и рыцарь", "злодей и герой", "король и волшебник" и другие следовало связать в одной истории, и все эти теоретические абстракции должны были стать как можно более материальными и психологически реалистичными.
"Просто удивительно, что самая незатейливая детская сказка обладает особой силой затрагивать и вдохновлять глубокие пласты творчества — так же, как капля воды сохраняет вкус океана, а яйцо блохи вмещает в себе все таинство жизни. Ибо мифологические символы — не продукт произвола; их нельзя вызывать к жизни волею разума, изобретать и безнаказанно подавлять. Они представляют собой спонтанный продукт психики, и каждый из них несет в себе в зародыше нетронутой всю силу своих первоистоков."
Джозеф Кэмпбелл
Культуролог
"Те ли это дроиды, которых я ищу..."

Действительно ли Тосиро Мифуне мог сыграть Бена Кеноби?
Проблема заключалась в том, что Лукас, при всех его талантах, всегда был довольно слаб как сочинитель (как визуалист, и это важно, он гораздо сильнее). Для построения внятного сюжета ему было совершенно необходимо на что-то опереться. История старого джедая и его ученика, например, строилась из истории Мерлина и юного Артура, и даже появление "волшебного меча" отлично в нее укладывалось. Вот с гонками ему было все понятно - но гонки были в лучшем случае сюжетным эпизодом, и совсем не ключевым (хотя через два десятилетия он и поставит их в центр сюжета "Эпизода I"). Но где взять общую канву?

Помогла "насмотренность". Джон Миллиус, сокурсник Лукаса в школе киноисскуств и будущий режиссер эпического "Конана-Варвара" со Шварценеггером, был страстным почитателем Акиры Куросавы. "Он совершенно поехал на японском кино, - вспоминал Лукас. - Он говорил, что мы все обязаны при первой же возможности посмотреть "Семь самураев", лучший фильм из когда-либо снятых. Поскольку все наши студенты были слегка чокнутыми, я не особо обращал на это внимание. Но как-то раз этот фильм должны были показать у нас на факультете, так что я на него все-таки сходил. И это изменило меня на всю жизнь".

Для тех, кто случайно этого еще не знает: жанр самурайских фильмов в Японии называется "дзидай-гэки". Слово "джедай" Лукас не придумал, оно пришло к нему само собой. Именно отсюда.

"Звездные войны", однако, отстроены по сюжету не "Семи самураев", а другого фильма Куросавы - "Тайная крепость". Конечно, Лукас не шел за Куросавой след в след, но начиная с ранних версий сценария мотивы из этого фильма в нем присутствуют и постепенно развиваются. Принцесса уничтоженного княжества у Куросавы - и осиротевшая из-за атаки Империи Лейя в "Звездных войнах", трагикомическая пара крестьян - и забавная пара сервисных дроидов, тайный путь через вражескую территорию, на котором ждут и друзья, и враги... Кроме того, Лукас периодически впрямую цитирует и другие фильмы Куросавы - чего стоит хотя бы сцена короткой схватки в баре Мос Эйсли, которая заканчивается показательно отрубленной рукой - точно так же, как схватка самурая Сандзюро с бандитами в "Телохранителе". Да и в форме шлема Дарта Вейдера легко узнается его родство с самурайскими дзунари-кабуто.

(И если правда, что на роль Бена Кеноби Лукас хотел пригласить Тосиро Мифуне, параллель становится просто невыносимо очевидной. Впрочем, именно поэтому такая версия и выглядит маловероятной.)
Этот копнцепт для постера Ральф Маккварри нарисовал в апреле 1975 года. Чубакку узнаете?

Источник: "The Making of Star Wars", p.41.
Когда общая сюжетная модель устоялась, дело со сценарием пошло быстрее. Первый более-менее полный черновик появился в мае 1974 года. Там впервые появляются Хан Соло - контрабандист-инопланетянин с зеленой чешуей и жабрами, - и Чубакка, который по задумке и характеру был списан с Индианы, любимого аляскинского маламута самого Лукаса. У Старкиллера обнаруживаются несколько вспомогательных братьев, которые появляются ближе к финалу для участия в массовых разборках. В начале 1975 года Лукас закончил второй черновик, в котором были уже и мистическая Сила, и юный герой Люк Старкиллер - а воин-наставник Анникин стал его отцом. В нем также впервые присутствовал рассказ о джедае, который перешел на Темную Сторону Силы и обучил своему искусству ситхов. В общем и целом, сценарий приобрел явные черты характерной для мифа структуры (предыдущие версии скорее склонялись к боевику). Сюжетно он был более-менее завершен, однако сопровождался кратким изложением событий следующей серии - на случай, если она вдруг понадобится. На этом этапе Лукас решил, что неплохо бы привлечь к работе над будущим фильмом художника и предложил работу Ральфу Маккварри. Концепты Маккварри, выполненные по черновику сценария, режиссер счел достойными того, чтобы приложить их к отосланному на студию предложению.

В августе того же года Лукас закончил третий черновик сценария, в который были внесены следующие изменения: папа-Старкиллер на начало фильма был уже убит, а его единственный сын Люк оказывался под патронажем его старого друга Бена Кеноби. Этот вариант был озаглавлен "Звездные войны: Из приключений Люка Старклиллера". В течение следующих нескольких месяцев он был переработан еще раз. Четвертый вариант назывался еще страшнее: "Приключения Люка Старкиллера в изложении по журналу Уиллса: Сага I: Звездные войны". Именно на его основе Лукас поручил своим соратникам сделать производственный сценарий.

"Люк Стракиллер" превратился в "Люка Скайуокера" уже на начальном этапе съемок. Тогда же Лукас (к облегчению всей своей команды) решил отказаться от длинного названия и фильм стал называться просто "Star Wars" (подзаголовок "Новая надежда" у него появился только при повторном релизе в 1981 году, после выхода второго фильма цикла).

Студия 20th Century Fox забюджетировала на производство фильма восемь с четвертью миллионов долларов. Ради сокращения бюджета Лукас согласился на минимальный режиссерский гонорар, но взамен выторговал себе права на продолжения и небывало большой процент от всего связанного с фильмом мерчандайзинга. Студия согласилась довольно легко - никто, в сущности, не верил, что у космического трэша могут быть продолжения и, тем более, какой-то внятный мерчандайзинг.

Эта сделка в итоге оказалась самым успешным коммерческим предприятием Джорджа Лукаса. Даже продав в 2012 году компанию Lucasfilm студии Disney за 4 миллиарда долларов он не добился такого поразительного успеха - собственно, если бы не условия договора с Fox, ему, возможно, нечего было бы продавать за такие деньги.
Реклама
Маски и лица
Характерно, что на будущий успех (в том числе успех по части мерчандайзинга) сработал принятый режиссером подход как можно более условного изображения персонажей. Символом этого подхода стало то, что персонажа "Звездных войн", как в итальянской комедии дель арте, часто определяет не лицо, а маска. (Для производства игрушек это был идеальный вариант - сделать для фигурки реалистичное лицо очень сложно, оно так или иначе будет выглядеть неестественно.)
Приверженность Лукаса принципу раскрывать героев в основном через внешние характеристики мешала при работе над сценарием, но в итоге стала одним из ключевых условий успеха фильма. Режиссер действительно был гораздо больше визуалистом, чем рассказчиком. Он чувствовал и понимал хорошую историю, но сконструировать ее самостоятельно ему было трудно. Зато при взгляде на концепты Ральфа МакКварри он сразу видел живую картинку и четко понимал, что должно появиться на экране, что должен в этот момент испытать зритель и как вызваить у него нужные эмоции. В этом подход Лукаса наследовал экспрессионизму, который отдавал приоритет скорее внешней выразительности образа, нежели его внутренней логичности и психологичности.
Анакин Скайуокер без маски
Кроме всего прочего, маска также является архетипичным жреческим и магическим атрибутом, одним из символов мистического посвящения, отверженности носителя от материальной человеческой сущности. Особое значение в "Звездных войнах" имеет в этом смысле даже не маска как таковая, а момент, когда персонаж ее снимает. Во втором фильме цикла зрителю лишь дают понять, что шлем Вейдера вообще возможно снять. В заключительном фильме классической трилогии маска снимается в тот момент, когда Вейдер отказывается от Темной Стороны и возвращает себе человеческую природу.
Отказ от характерных персонажей в пользу персонажей символических позволил Лукасу обойтись в фильме в основном малоизвестными на тот момент актерами. Единственная крупная роль, для которой он пригласил актера-классика - Бен Кеноби. Его сыграл Алек Гиннес, лауреат "Оскара" за главную роль в знаменитом фильме "Мост через реку Квай". Характерно, что Гиннес считал свою роль в "Звездных войнах" откровенно плохо написанной, а реплики - напыщенными и глупыми. Его актерская школа предполагала гораздо меньший уровень условности и гораздо большую психологическую глубину. Другим ветераном экрана, приглашенным в фильм, стал Питер Кушинг, звезда фильмов ужасов студии Hammer, для которого Гранд Мофф Таркин стал еще одним экранным злодеем в длинном списке уже сыгранных. Роль была невелика, но Кушинг капризничать не привык - и это была уже часть его актерской школы.
Парадокс заключался в том, что Лукасу, по большому счету, актерская школа для "Звездных войн" была вообще не нужна. Ему были нужны натурщики. Условность того, что происходило на экране, откровенно зашкаливала, и места для психологической достоверности и глубины образа там предусмотрено не было - их отсутствие вполне компенсировало использование мифологических архетипов. В фильме должны были работать не столько персонажи, сколько метафоры и типажи, а потому лица им были нужны лишь постольку-поскольку.

Как показала практика, гораздо удобнее для Лукаса оказались персонажи вообще без человеческих лиц - или с закрытыми лицами. Судите сами: выразительность персонажей-дроидов ничуть не слабее выразительности Люка и Лейи, Хан Соло и Чубакка - вполне равноценные парные образы, а про то, какое грандиозное значение приобрел в массовой культуре принципиально закрытый шлем Дарта Вейдера, и говорить-то не приходится. После второго фильма цикла внезапно набрал популярность у фэнов эпизодический наемник Боба Фетт, тоже не появлявшийся в первой трилогии без шлема. Да что там: культовым у зрителей стал даже образ имперского штурмовика - персонажа не конкретного, а "коллективного", характерного только узнаваемым доспехом с закрытым лицом.

Форма повстанцев, которые ходили с открытыми лицами, аналогичного по накалу культа почему-то не породила.
Постер "Звездных войн" в исполнении классиков фантастической иллюстрации братьев Хильдебрандт.
Интересна ситуация с исполнителями главных ролей - их лица, безусловно, стали таким же предметом культа, как и сами "Звездные войны", причем сразу же после премьеры фильма. Однако по-настоящему крупной и востребованной кинозвездой впоследствии стал один только Харрисон Форд (причем во многом благодаря циклу об Индиане Джонсе, где лицо и обаяние сыгранного им персонажа значили гораздо больше, чем в "Звездных войнах"). Для Кэрри Фишер и Марка Хэмилла их "звездность" оказалась прочно связана именно и только с киноциклом Лукаса. Выводы из этого обстоятельства можно делать всякие, но, как говориться, факты - упрямая вещь.

Примечательно также, что когда Лукас отправлял художникам-фантастам Грегу и Тиму Хильдебрандтам для доработки концепт-постер фильма, нарисованный Томом Юнгом, он совершенно не озаботился тем, чтобы приложить к нему фотографии актеров, герои которых на постере были изображены. В результате персонажи на классическом постере "Звездных войн" заметно не похожи на свои экранные воплощения.
Реклама
Пространство без 3D
Одним из принципиальных моментов и главных достижений Лукаса стало то, как в "Звездных войнах" показано пространство. Первые же кадры фильма, в которых огромный имперский боевой звездолет преследует транспортный корабль принцессы Лейи, создавали небывалое впечатление безграничности - но в то же время населенности - пустоты, в который разворачивается действие. Чем больше возможностей для работы с пространством давали Лукасу технологии спецэффектов (многие из которых были разработаны его командой), тем охотнее режиссер их использовал. Вселенная "Звездных войн" распахивалась все дальше и все ярче - она была видна в легкости, с которой Облачный Город парит в стратосфере, в глубоких пейзажах обитаемых миров, в яростной стремительности космических атак и величественной медлительности, с которой обрушивается на землю шагающий танк в "Ответном ударе Империи" и звездолет торговой федерации в "Атаке клонов".

Примечательно, что именно пространство кадра Лукас регулярно расширял в новых редакциях старых фильмов. Особенно ему хотелось развинуть стены и добавить масштаб в интерьеры.

Например, вот так выглядела одна из сцен "Звездных войн" в 1977 году.
А вот так этот же кадр выглядел после компьютерной доработки в версии 2004 года - глухой коридор превратился в ангар.
Пределы совершенства
История съемок и монтажа "Звездных войн" может стать отдельной главой саги, местами героической, местами комической, а иногда выбивающейся из любого жанра.

Знатоки истории спецэффектов со страстью будут вам рассказывать про кроссовки, которыми отрабатывали маневры космических истребителей, про создаваемые "на лету" новаторские методы съемки, про энтузиазм инженеров, которые делали фантастическую картинку на голом энтузиазме и за какие-то немыслимо смешные деньги, и про то, как в итоге из всего этого родилась легендарная компания спецэффектов Industrial Light & Magic (ILM).

Эксперты по монтажу будут разбирать фильм Лукаса кадр за кадром и включат его в учебные курсы киношкол.

Киноведы раскопают истоки визуальных и образных решений, примененных в фильме, вплоть до "Метрополиса" Фрица Ланга.

Персонажи и даже реквизит фильма станут объектами культового поклонения. Даже тех актеров, лица которых не появились на экране - например, Питера Мэйхью, Энтони Дэниелса и Дэвида Проуза, - начнут узнавать на улицах.

Дарт Вейдер уверенно войдет в списки лучших вымышленных злодеев всех времен.

Но все это будет потом, после премьеры. И затянется на много лет.
Как были повержены скептики
...А всего за несколько дней до этой премьеры студийный отдел работы с прокатчиками был по-прежнему уверен, что "Звездные войны" - это проект второго ряда и, возможно, третьей руки. Ну с чего вдруг зрители пойдут на этот фильм? Название откровенно дурацкое. Популярных у публики звезд в фильме нет. И вообще, фантастика - это жанр для гиков, а они, как всем известно, неплатежеспособны. Поэтому главным хитом Fox должна была стать "Другая сторона полуночи", экранизация романа популярнейшего Сидни Шелдона.

"Звездные войны" предлагались в нагрузку к "Другой стороне полуночи", - вспоминает Ларри Глисон, который в 1977 году был президентом кинопрокатной компании Mann Theatres. - "Ребята из Fox говорили: хотите показывать "Другую сторону" - поставьте пару сеансов "Звездных войн". Но после первых же сеансов ситуация поменялась на противоположную. Теперь они уже просили дать хотя бы пару сеансов для "Другой стороны", раз уж мы показываем "Звездные войны".
Джордж Лукас, хоть и верил в успех своего фильма, настоящих масштабов этого успеха представить не мог. Незадолго до премьеры он побывал на съемочной площадке "Близких контактов третьего рода" и сказал старому приятелю Стивену Спилбергу, что его фильм соберет больше, чем "Звездные войны". Спилберг в этом сомневался. Поспорив, они заключили пари, по условиям которого проигравший (то есть, тот, чей фильм соберет более весомую кассу) будет платить выигравшему (тому, чей фильм соберет меньше денег), 2,5% личных поступлений от проката.

Так и получилось, что Стивен Спилберг до сих пор получает свою долю авторских отчислений от проката "Звездных войн".
Настолько ошеломительного успеха "Звездных войн" не ожидал никто.

Зрительская очередь в знаменитый "Китайский" (бывший "Граумановский") кинотеатр в Голливуде.

(Mann's Chinese Theatre Photo)
Премьера "Звездных войн" состоялась 25 мая 1977 года всего в 32 кинотеатрах США. До конца недели к ним успели присоединиться еще 8 кинотеатров.

То, что в них творилось, не поддавалось описанию. Очереди в кассы выстраивались на целые кварталы, люди оставались на улице на ночь, чтобы купить билет.

Лукас, который вовсе не пылал избыточным оптимизмом относительно перспектив фильма, планировал улететь на недельку на Гавайи, но взял билеты на четверг, забыв, что премьера назначена на среду. В этот день он вышел из студии и вскоре попал в огромную толпу, которая ждала своей очереди в кинотеатр. Он удивился, но не чрезмерно. Уже на Гавайях он увидел в выпуске вечерних новостей на CBS репортаж Уолтера Кронкайта о громадных толпах зрителей, желающих попасть на "Звездные войны", и только тогда понял, что происходит нечто действительно небывалое, и что он, скорее всего, только что сказочно разбогател. Эту приятную мысль очень скоро подтвердила телеграмма от Копполы: тот по старой дружбе просил Лукаса профинансировать продолжение съемок "Апокалипсиса сегодня", и, ради бога, не ограничивать себя небольшой суммой.

Никого не интересовавший еще пару дней назад Харрисон Форд зашел в магазин звукозаписи и еле сумел сбежать, когда покупатели чуть не порвали его на сувениры. Стало очевидно, что мерчандайзинг "Звездных войн" тоже будет востребован.

К августу на студии Fox слегка отдышались и огранизовали по-настоящему торжественную премеру фильма в Голливуде. К этому моменту "Звездные войны" шли более чем в тысяче кинотеатров по всей стране. Некоторые кинотеатры держали фильм в репертуаре в течение всего года, срабатывая имевшиеся у них копии до голого целлулоида - до тех пор, пока студия не решила выпустить его в повторный прокат.

И это было только начало.

Империя уже готовила ответный удар.

Вместе мы непобедимы: в 1980 году герои "Звездных войн" побывали в гостях у "Маппет шоу"
...Как бы кто ни относился к "Зведным войнам", невозможно отрицать, что они стали выдающимся феноменом современной популярной культуры и оказали грандиозное влияние на массовое сознание. Нравится это влияние кому-то или нет - вопрос совершенно другой. Даже если вы предпочитаете феномен игнорировать, он не перестает из-за этого существовать и привлекать к экранам новые поколения зрителей.
Смотрите в кинотеатрах с 15 декабря 2016 года
Бунтар Один: Зоряні війни. Історія
(Rogue One: A Star Wars Story)

Текст: Сергей Бережной | Фото: Кадры из фильмов и телепрограмм, публикации со свободной лицензией,
рекламные материалы официального сайта StarWars.com.
Star Wars: TM & © Lucasfilm Ltd. All Rights Reserved.
© 2016 Все права защищены. Информационное агентство ЛІГАБізнесІнформ
Made on
Tilda