Вторая версия парламентской коалиции "Будущее Украины" с большим трудом доскреблась по сусекам Верховной Рады до формального большинства, но "встать на крыло" не может именно из-за того, что набранное им большинство очень уж формальное. В списках и реестрах оно есть. Но в сессионном зале его, увы, нет.

Намек на это можно было услышать в перечне изменений в Регламент Верховной Рады, которые новый спикер Андрей Парубий объявил назревшими и неотложными.

Во-первых, в этом перечне были меры по усилению депутатской дисциплины, организационные подвижки, которые, по замыслу, должны были сделать голосования более представительными. Потому что внезапный насморк головы или травма кнопконажимательного пальца любого депутата от Блока Петра Порошенко или Народного фронта может трагически заблокировать законодательный процесс, если коалиция с трудом набирает даже относительное большинство голосов для принятия процедурных решений. Само собой, спикер хотел бы таких неудобств избежать, а для этого нужно повысить посещаемость сессионного зала.

Во-вторых, Парубий при этом никак не упомянул о восстановлении в Регламенте статей, которые регулировали деятельность парламентской коалиции, но при Януковиче были оттуда выброшены за очевидной ненадобностью (как известно, путь к однопартийной системе начинается с приведения в негодность системы многопартийной). Хотя Конституция Украины прямым текстом требует, чтобы вопросы существования коалиции были прописаны в Регламенте, спикер пока не очень-то готов удовлетворить Конституцию в этом вопросе и предпочитает шлифовать Регламент в смысле депутатской дисциплинированности. Возможно, он знает о нынешней коалиции что-то такое, что никак нельзя привести в соответствие одновременно и с Конституцией, и с требованиями политического момента.

Ляшко продемонстрировал Банковой, что парламентская "золотая акция" по-прежнему при нем, и что без голосов его фракции никакого принятия критичных для Порошенко законов при нынешнем раскладе быть не может.

Но это все была прелюдия, а настоящая "людия" началась в Раде 10 мая, когда Олег Ляшко и его фракция взяли парламентскую трибуну на абордаж и подняли над ней привычное для них знамя бунта под лозунгами деофшоризации экономики и снижения цен на газ. В ряды пиратов попыталась было вклиниться Юлия Тимошенко, но если отсутствие "радикалов" у кнопочных механизмов Парубий еще как-то мог перенести без вреда для осмысленного голосования, то отчуждение Батькивщины было бы уже перебором. Поэтому слова Тимошенко не получила и, демонстрируя озабоченный нейтралитет, с пустыми баками вернулась на базу.

Смысл перфоманса "радикалов" окончательно прояснился ближе к концу дня, когда коалиция не смогла "вытащить" своими силами (и даже с голосами части непримиримой оппозиции) принципиальный законопроект, который (помимо других вкусностей) позволил бы Юрию Луценко претендовать на должность генерального прокурора. Ляшко наглядно продемонстрировал Банковой, что парламентская "золотая акция" по-прежнему при нем, и что без голосов его фракции никаких гарантий принятия даже критичных для Порошенко и Уряда законов при нынешнем раскладе быть не может.

На следующий день шоу продолжилось с еще большей наглядностью: Парубий был вынужден закрыть заседание из-за отсутствия голосов. "В зале зарегестрировано 316 депутатов. А по факту чуть менее 200. И ни один законопроект не могут принять," - написал в Фейсбуке депутат Борислав Береза.

Дело даже не в том, что Ляшко умеет считать свои козыри, а в том, что Банковая ясно показывает, что не умеет считать свои. Администрация президента, судя по ее публично наблюдаемым проявлениям, трагически верит в формальную букву и не понимает, что та может иметь довольно косвенное отношение к реальности. Например, в АП считают, что парламентская коалиция в Верховной Раде формально есть, следовательно, на ее голоса можно опереться при принятии согласованных внутри коалиции законопроектов. Реальность же демонстрирует, что ресурсов коалиции оказывается для этого совершенно недостаточно, и что без голосов маргинальных фракций никакие решения не проходят.

Дело не в том, что Ляшко умеет считать свои козыри, а в том, что Банковая не умеет считать свои

То, что Банковая переоценивает реальные возможности коалиции, видно хотя бы потому, что предлагаемые парламенту Администрацией президента решения часто никак не "резервируются". Продавливается один-единственный вариант, альтернативы которому в публичном поле нет. Предлагается только один кандидат на должность генпрокурора - Юрий Луценко. Именно единственность его кандидатуры делает неизбежным пересмотр требований, перечисленных в законе о прокуратуре. Любой другой упоминавшийся кандидат может предъявить диплом о высшем юридическом, которого у Луценко нет, а потому автоматически имеет преимущество. Поэтому для проведения на пост именно Юрия Луценко приходится менять закон.

Но для изменения закона нужны голоса парламентской коалиции, которая существует лишь формально. То есть, на ее содействие в реальности опираться нельзя. Но осознание этого грустного факта приходит лишь тогда, когда критически важный для Банковой закон Рада уже провалила.

Немедленным следствием этого провала стала отмена рабочего визита Порошенко в Великобританию - за день до вылета, то есть, буквально в последний момент. Оказалось, что без утвержденного парламентом генерального прокурора Петру Алексеевичу не о чем говорить с западными партнерами.

Но при том, что результат голосования был для президента исключительно важен, никаких "запасных" вариантов на случай его срыва предусмотрено не было.

Администрация президента, судя по ее действиям, трагически верит в формальности и не понимает, что те могут иметь довольно косвенное отношение к реальности

Интересно, сколько нужно таких срывов, чтобы на Банковой осознали, что политические стратегии и многоходовые "дорожные карты" реализуются не по окрику "сделать сейчас же, как сказано", а по результатам взвешенной и трезвой оценки действительно имеющихся возможностей? Что поддержку Рады нужно рассчитывать не по списочному составу коалиционных "мертвых душ", а по числу депутатов, которые на деле, а не чисто формально, разделяют предложенную им программу действий и готовы голосовать за проекты, которые этой программе соответствуют? И что никакие усилия Парубия по введению в Раде дисциплинарной ответственности не заменят по-настоящему осознанной депутатской поддержки?

Неужели это слишком сложно? Неужели трудно было предусмотреть, что коалиция не будет работать, раз уж она создавалась лишь как временная имитация парламентского согласия, под давлением западных партнеров и в смешной надежде обмануть их этим чучелом.

Политический кризис, начавшийся в феврале во многом из-за некомпетентности Банковой, так и не преодолен. В этом отношении Банковая если кого и обманула, то прежде всего саму себя.

И, к сожалению, это совершенно точно происходит не в последний раз.

Читайте также: Коалиция Франкенштейна: Будет ли прок от реанимации парламента

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.