В Украине наблюдается очередной виток напряженности между аграриями и производителями азотных удобрений. Глобальные причины конфликта неизменны: там, где есть монополия со стороны поставщика, покупатели всегда будут недовольны. И будут стремиться эту монополию разрушить.

Цены на удобрения внутри страны существенно выше, чем на мировом рынке, на который, кстати, предприятия Украины поставляют около трех четвертых всей продукции. Все дело в антидемпинговых пошлинах на удобрения российского производства, которые химическим лоббистам удалось протолкнуть через Министерство экономического развития и торговли, а также сложной процедуре регистрации удобрений.

Как свидетельствуют данные консалтингового агентства ААА, после увеличения пошлин на аммиачную селитру из России в июле 2014 года на внутреннем рынке Украины цены на селитру, карбамид и карбамидно-аммиачную смесь (КАС) к началу 2015 года синхронно выросли и достигли в середине марта 2015 года отметки $400. Мировые цены на тот момент были в диапазоне $239-282 за тонну в зависимости от вида удобрения. Увеличение внутренних цен на аммиачную селитру и КАС составило 54 и 63% соответственно. Рост цен на карбамид зафиксирован на уровне 25%, несмотря на его переизбыток на внутреннем рынке, который, напротив, должен был привести к падению цен.

grafic.png

   Данные: Консалтинговая компания ААА

Какова цена вопроса? За счет большой разницы между экспортными и внутренними ценами на азотные удобрения только за 2015 год аграрии Украины переплатили поставщикам около 4 млрд грн. В 2017-м они могут потерять все 5 млрд грн.

Цена вопроса высока: за счет большой разницы между экспортными и внутренними ценами на азотные удобрения только за 2015 год аграрии Украины переплатили поставщикам около 4 млрд грн. В 2017-м они могут потерять все 5 млрд грн

В конце прошлого года благодаря совместным усилиям аграриев, Министерства аграрной политики и народных депутатов удалось принять закон, который дает возможность ввозить в Украину 24 вида удобрений без их предварительной регистрации. Медленно, но верно закон начинает вступать в силу: в страну завезли пробные партии удобрений из Литвы, но этого мало для того, чтобы создать серьезную конкуренцию на рынке. Более того, сейчас Минэкономики пытается расширить практику антидемпинговых пошлин, на этот раз на российские удобрения других видов.

Химики пытаются показать проблему следующим образом: аграрии лоббируют запуск на рынок российских производителей, а их обвиняют в непатриотичности. Хотя на самом деле позиция аграриев как раз на стороне украинской экономики: они выступают за конкуренцию на рынке, отмену несправедливых ограничений, да и просто не хотят платить искусственно завышенную цену... тем же россиянам, стоящим за Дмитрием Фирташем. Многочисленные журналистские расследования, в том числе и международные, показали прямую связь между Фирташем и Газпромом.

По мнению аграриев, в вопросе монополии на рынке удобрений пора поставить точку: либо заставить химиков снизить цены, либо открыть импорт.

По мнению аграриев, в вопросе монополии на рынке удобрений пора поставить точку: либо заставить химиков снизить цены, либо открыть импорт

Что касается предложений искусственного снижения рентабельности, я в них не верю. Во-первых, сами предприятия традиционно показывают убыток, оставляя прибыль на офшорных "сестрах". Закон о трансфертном ценообразовании у нас так нормально и не заработал. А во-вторых, олигархам иногда проще вообще остановить предприятия, назначить врага и выпустить своих голодных сотрудников (мы все помним план "Крепость" и ахметовских шахтеров, заполонивших Киев), нежели работать с минимальной рентабельностью или честно конкурировать за клиента.

Я не являюсь экспертом в химической промышленности, могу в чем-то ошибаться. Справедливости ради нужно сказать, что во всей этой ситуации есть еще и государственный Одесский припортовый завод ­- предприятие нужно как-то продавать; есть сотрудники химических производств, с которыми также нужно что-то решать, и т.д. Хотя, по моему мнению, основная беда этого предприятия в накрученном долге перед Фирташем. В свое время ОПЗ приобретал газ по $430 у Ostchem Фирташа, в то время как последний покупал его у Газпрома по $267, говорится в расследовании Reuters. 

Фундаментальные основы экономики для отдельно взятого сектора никто не отменял: конкуренция - двигатель экономики, а монополия ведет к ее упадку. Аграрии бесконечно питать аппетиты монополистов не намерены.

Автор: зампредседателя Украинской аграрной ассоциации Марьян Заблоцкий