Серия терактов, потрясших Турцию за последний год, поставила это государство, которое когда-то считалась демократической, светской моделью для стран Ближнего Востока, на путь к катастрофе, причем ровно в тот момент, когда турецкий народ готовится к намеченному на апрель голосованию по поводу новой конституции. Туризм, на долю которого ранее приходилось более 10% ВВП Турции, увядает, объемы прямых иностранных инвестиций значительно сокращаются. Эти тенденции будут подпитывать друг друга, создавая порочный круг, который трудно разорвать.

Подконтрольные правительству турецкие СМИ и значительные сегменты населения винят гнусную руку Запада в развале страны. Эксперты же привычно возлагают вину за усугубление трудного положения турецкого государства на его неспособность примирить традиционный ислам с тенденциями западной модернизации, а также на внешние события, в том числе конфликт в Сирии. Однако росту уязвимости Турции перед терроризмом способствовали еще и решения ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Турция находится под полным политическим контролем одного человека, и она не способна справится с множеством кризисов, которые на нее обрушились.

Первым таким решением Эрдогана, вызванным его желанием добиться краха режима сирийского президента Башара Асада, стало согласие на свободное перемещение боевиков, в том числе наемников Исламского государства, в Сирию через южную границу Турции. Он не понял в полной мере той угрозы, которую эти боевики создают для безопасности самой Турции, ведь многие из них были членами исламистских группировок, настроенных в равной степени враждебно и против Турции, и против Асада.

Чтобы прочесть этот материал нужно оформить подписку. Перейдите к полной версии страницы.