Министерство финансов представило проект налоговых изменений на прошлой неделе. Среди предложений - ликвидация Налоговой милиций, усовершенствование электронного кабинета, решение проблемы администрирования налогов. Правильно ли называть инициативы Минфина реформой? Мнение Павла Себастьяновича. 

Являются ли реальной реформой, те изменения в налоговой сфере, которые предлагает Министерство финансов? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Поскольку у разных людей разное понимание того, что называть реформой. Для активистов и общественных экспертов, цель реформы - это экономический рывок и создание условий для непрерывного роста.

Премьер и Минфин в 2014-2015 годах определили своей целью - макроэкономическую стабилизацию. Основной kpi для них был получение кредитов МВФ. Изменилось ли что-то с приходом нового премьера и нового состава Минфина? Да. Во-первых, Владимир Гройсман - это премьер, который объявил, что нам надо концентрироваться на доходах людей. Во-вторых, новый министр финансов заявил о своих либертарианских взглядах. И наконец, руки премьеру и министру финансов развязал президент. "Чтобы приумножить национальное богатство и обеспечить высокие темпы экономического роста, нам нужны прежде всего экономическая свобода и высвобожденная энергия украинского предпринимательства, которая ничем не будет сдержанная. Сегодня нам больше пригодятся азы тэтчеризма и рейганомики", - заявил Петр Порошенко.

Читайте также: Замминистра финансов: Наша главная цель - ускорить реформу ГФС

Перед тем, как говорить о предложениях Минфина в налоговой сфере, стоит перечислить шаги, обеспечивающие экономическую свободу и экономический рост. Во-первых, нам необходима свобода от насилия со стороны силовых структур, прекращение практики вымогательства с помощью возбуждения уголовных дел, проверок, установления планов по сборам и штрафам. Во-вторых, развитие электронных сервисов, делающих невозможным личное общение с налоговыми инспекторами, прекращающих практику рассылки "писем счастья", индивидуальных письменных консультаций и прочего. Ну и конечно, все ждут снижения налоговой нагрузки до уровня, обеспечивающего экономический рост.

В своем проекте налоговых изменений Министерство финансов действительно предлагает сделать решительные шаги по прекращению насилия. Налоговая милиция будет упразднена. Вместо неё будет создана финансовая полиция, численность которой будет значительно меньше. Силовой блок в этой структуре будет насчитывать 1000 человек, из которых только 25% могут быть сотрудники старой налоговой милиции. Уголовные дела по экономическим статьям теперь сможет возбуждать только эта служба. Я очень надеюсь, что практика "маски-шоу" уйдёт в прошлое. Всем, кого интересует этот вопрос, предлагаю изучить законопроект № 4228.

Читайте также: Простые решения. Какой должна быть налоговая реформа

Министерство финансов также предлагает усовершенствовать электронный кабинет, который должен стать единственным каналом взаимодействия государства и налогоплательщика. Вся история платежей, задолженности, корректировки, переписка - все через электронный кабинет. Базы данных о всех налогоплательщиках и их операциях передаются в Минфин, где будет создано новое предприятие или департамент, который обеспечит сохранность и доступ к базе данных. Надеюсь, это будет коллектив креативных айтишников, подобных тем, которые создали в Минфине e-data.

К сожалению, идея "ставки не важны" частично перекочевала от прошлого правительства к этому. В министерстве такой подход объясняют риском падения доходов в бюджет и необходимостью поиска компенсаторов. Такой страх кажется необоснованным. Существуют большие резервы в закрытии контрабанды, в закрытии схем и прекращении воровства НДС в налоговой службе, в прекращении воровства в социальных фондах.

Также Минфин пока не принял предложение общественных экспертов о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Тема о такой замене была поднята авторским коллективом законопроекта 3357 в прошлом году. К сегодняшнему дню уже готов законопроект по замене налога на прибыль на налог на выведенный капитал, и, если министерство финансов не решится внедрить его, авторы будут вносить законопроект самостоятельно.

Читайте также: Выйти из тени. Что ждет налог на прибыль

Является ли реформой то, что делает Минфин, судить вам. Для тех, кому невыносима налоговая милиция и проверки - да, это реформа. Для тех, кто не в состоянии платить такие высокие налоги, это не реформа.

Для экономического роста эти шаги необходимы, но недостаточны. Тем не менее, Минфин показывает себя модератором процесса. Регулярно проходят заседания рабочей группы, где представители ГФС, бизнес-ассоциаций, налоговый комитет, авторские коллективы высказывают свои предложения, и Минфин выслушивает аргументы сторон, и вносят изменения в законопроект. Такого в истории Украины еще не было.

Окончательные выводы делать рано, обсуждение продолжается, заседания рабочей группы проходят регулярно, все заинтересованные стороны могут принять участие. Практика публичного обсуждения, учет и анализ обратной связи - все это должно войти в практику украинского законотворчества. Украинцам стоит активизироваться и включиться в трансформацию законодательного поля. Ведь нам здесь жить. 

Автор: Павел Себастьянович, координатор группы "Налоги" гражданской платформы Нова Країна.