Самая загадочная аграрная госструктура - Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) - в лице ее руководителя Александра Григоровича на днях открестилась от планов по приватизации. Пусть временной, но все же. "Сейчас мы говорим об отсрочке приватизации, а не о полной ее отмене", - сказал он. Ранее один из предшественников Григоровича не под запись, а, скорее, от отчаяния говорил, что "этот тонущий корабль (то есть ГПЗКУ. - Авт.) нужно продать как можно быстрее". И вроде бы документы готовы - ГПЗКУ в списке объектов, подлежащих приватизации. Вот только процесс никто не начинает. А дело вот в чем.

Как известно, ГПЗКУ еще при аграрном министре Николае Присяжнюке одолжила у китайской государственной продовольственной корпорации ССЕС $1,5 млрд. На самом деле сумма кредита больше - $3 млрд, однако, к счастью, распаковать решили только первый транш. Государство выступило гарантом возврата кредита и выплаты процентов. А китайцы, согласно условиям контракта, стали эксклюзивным партнером ГПЗКУ по экспорту зерновых, в основном кукурузы. Однако варианта приватизации ГПЗКУ в договоре никто не предусмотрел.

А теперь обо всем по порядку: о мертвых деньгах, обиженных китайцах и позитивно настроенных руководителях ГПЗКУ.

История первая. Случайная. В декабре прошлого года не то по неосторожности, не то для увеличения собственной значимости и видимости бурной деятельности ФГИ опубликовал на своем сайте сообщение о том, что решил приватизировать ГПЗКУ. Такое известие китайцев застало врасплох. Они написали письмо в правительство, требуя разъяснить, что же это за самодеятельность такая, и заблокировали счета с кредитными деньгами. Без разрешения использовать деньги нельзя. В правительстве долго думали и... решили списать сообщение о приватизации на ошибку ФГИ. С сайта сообщение пропало, а в Кабмине тем временем появился проект постановления о том, чтобы ГПЗКУ из перечня подлежащих приватизации объектов исключить. Сейчас этот документ находится на согласовании в министерствах. И согласовать его рекомендуют как можно скорее. Почему - в истории второй.

Читайте также: С новым долгом. Как Кернел привлек 500 млн

История вторая. Кредитная. Не секрет, что изначально полученные $1,5 млрд поместили на депозит в Укрэксимбанк. И выдавать средства корпорации банк может исключительно по согласованию с китайцами. А согласовали китайцы выдачу $500 млн. Но $200 млн из них, как говорит министр агрополитики Тарас Кутовой, "исчезли в разных направлениях в рамках уголовных дел". Еще миллиард лежит там, сами знаете, где. Или не лежит. Ведь в уравнении слишком много неизвестных.

Процент, под которым изначально лежали деньги в банке, ни один из руководителей ГПЗКУ не называл, ссылаясь на коммерческую тайну. Получилась картина маслом: корпорация взяла деньги под 7%, а под какой ставкой они лежали более трех лет - мы не знаем. О процентах заговорили только тогда, когда срок депозита истек, а перезаключать договор с ГПЗКУ банк не захотел. Сам Григорович признается, что по истечении срока депозита деньги оказались в банке ненужными, и часть суммы лежит на условном депозите под 0,25%. Остальная часть оставшегося миллиарда якобы лежит "практически под зеркальные проценты", говорит министр агрополитики Тарас Кутовой. Но и этот депозит, по его словам, вот-вот закончится. Абсурд ситуации в том, что депозитными деньгами, независимо от размера банковских процентов, никто воспользоваться не может: китайцы обиделись на новость о приватизации и заблокировали переговорный процесс о финансировании инфраструктурных проектов в Украине.

История третья. А есть ли деньги? Теоретически китайцы могли бы отозвать свои деньги. Но зачем, если Украина платит за якобы их использование целых 7%? Да, Минагрополитики инициировало и Минфин подписал письмо с просьбой понизить ставку до 3-3,5%. Однако ответов от китайской стороны еще нет. Второй момент - а если вдруг китайцы потребуют одномоментно вернуть им деньги в полном объеме, что тогда?

Читайте также - Сон украинской экономики. Почему чуда нет

В чиновничьих кругах бытует мнение, что эти деньги взять сейчас негде. Ведь с момента, когда банк получил деньги на депозит, он ими распоряжается, он взял на себя обязательство, чтоб деньги работали. "У меня есть подозрение, что этими средствами оплачены ОВГЗ. Ведь для этого разрешение китайцев не нужно", - говорит высокопоставленный чиновник МинАПК, знакомый с ситуацией.

История четвертая. Вера в светлое будущее. Несмотря на ворох проблем и отсутствие реальных денег, руководство Минагрополитики довольно ситуацией в корпорации. "ГПЗКУ - единственный китайский проект, который обслуживает свои проценты по кредиту. Об успешности ГПЗКУ можно говорить разное, но государство на данный момент не платит проценты по кредиту корпорации, ГПЗКУ сама обслуживает кредит", - заверил журналистов на встрече Кутовой. И это несмотря на то, что ГПЗКУ декларирует более 1,5 млрд грн невозмещенного НДС за предыдущие периоды.

В то же время возглавляющий ГПЗКУ Александр Григорович утверждает, что действия ФГИ затормозили согласование запланированных
инфраструктурных проектов Эксимбанком Китая - строительство вагонов-зерновозов, реконструкцию Николаевского портового элеватора, а также соглашение о поставках из КНР средств защиты растений. И он очень надеется, что временный отказ от планов продать корпорацию позволит эту проблему решить.

Если ее решат, довольны будут вообще все. Только получается, что украинские чиновники готовы плясать под китайскую дудку и платить за деньги, которыми не пользуются. Или которых в принципе нет?