Обсуждая фигуру Петра Порошенко в связи его победой на выборах, мы не задумываемся о том, как прошли местные выборы. А прошли они по лучшим стандартам времен беглого Януковича. Демальянс в Киеве сражается за свои десятые доли процента пятый день - результаты хотят "поправить" в комиссиях. На участках в городе зафиксирован подкуп избирателей мажоритарщиками, близкими к команде Черновецкого. В Одессе результаты сомнительны, регионал Труханов взял гораздо больше процентов, чем показывал экзит-пол, отдавший победу Гурвицу. Сам Гурвиц говорит при этом о фальсификациях и подкупе. И сложно ему не поверить. Участники херсонских выборов говорят о том, что около 7% голосов проигравшей стороне таки удалось одолжить у победителя - кандидата от Батькивщины.

Самое тревожное во всем этом - отсутствие внятной реакции общества. Возле Центризбиркома нет митинга, отстаивающего результат выборов в Киевраду. Мы не видим, чтобы граждане или даже странного вида люди на Майдане, стоящие там ради честных выборов или из-за того, что больше им некуда идти, шли оборонять избирательный процесс от махинаций.

Есть о чем задуматься. Граждане, прошедшие через Майдан, много говорят об ответственности. О том, что, мол, надо контролировать. А технологией финального контроля над властью называется Майдан. Третий Майдан воспринимается многими как неизбежность. Уже сейчас бизнес говорит о том, что старая система феодальной коррупции не демонтирована.

Оценивая вероятность третьего Майдана, важно и нужно говорить о том, почему не стоит до него не доводить. Майдан - это ядерное оружие гражданского общества. Оно не может применяться часто. Майдан - это экстремальный метод, который позволяет жестко убрать из власти определенную группу проворовавшихся и замаравшихся репрессиями людей. Но Майдан не может среагировать превентивно, не допустить узурпации власти, репрессий, цензуры и тотальной коррупции.Он собирается, когда все это уже произошло. 

 Майдан - это ядерное оружие гражданского общества

Украине требуется формирование институтов гражданского общества, которые смогут влиять на власть и корректировать ее действия, не дожидаясь Майдана. Однако, пока что мы наблюдаем резкую демобилизацию общества. Возможно, от усталости, возможно, от непонимания ситуации, в которой мы оказались.

Тем не менее, если украинцы не поймут, что власть надо контролировать и после Майдана, всеми способами и на всех уровнях, то мы пойдем на новый виток воспроизводства олигархического феодального государства, которое при сильном внешнем враге приведет Украину к краху.

В ближайшее время  придется выработать в себе привычку быть гражданином. Контроль власти необходимо выстраивать снизу - путем объединения граждан в горизонтальные общественные организации на всех уровнях. Профсоюзы, бизнес-ассоциации, общественные комитеты давления на местных силовиков. Даже родительские комитеты в школах должны стать не местом сбора денег, а местом борьбы с коррупцией и улучшения образования. Борьба с незаконной застройкой, с произволом в РОВД, с вороватыми районными властями - это сложно и утомительно. Но Украина нуждается в построении разветвленных гражданских сетей, в которые была бы вовлечена большая часть активного населения. При этом эти сети должны обладать возможностью и готовностью применить насилие в случае особенного беспредела - память о Майдане теперь будет иногда отрезвлять власть.

Кроме того, избирателям придется стать политически грамотными. Высокие результаты Олега Ляшко на президентских выборах свидетельствуют об инфантильности украинцев в оценке политиков. Дело даже не в Сергее Левочкине, в конце концов, массовый избиратель и не обязан знать о всех затеях теневых политиков. Проблема в том, что, реагируя на  экзальтированность, телекартинку и бессодержательный эпатаж технических кандидатов, общество само загоняет себя в тупик. Эпатаж не является политической повесткой. Запрос на развенчание политических манипуляций - вот, что должно вызреть в случае, если мы хотим оздоровиться.

Брать ответственность за свою страну сложно. Но без этого мы не сможем построить здоровое общество и функциональное государство. 

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ