Пятый президент Украины Петр Порошенко, занимающий шестое место в украинском списке Forbes, нетривиально  подошел к формированию своей команды: это очень обеспеченные бизнесмены. Администрацию президента возглавил бывший медиамагнат Борис Ложкин, его первым замом назначен один из богатейших людей Украины Юрий Косюк, бизнес-партнер Ложкина по холдингу UMH Георгий Шверк вошел в состав Нацкомиссии по телевидению и радиовещанию, главным банкиром страны стала основательница группы компаний Инвестиционный капитал Украина Валерия Гонтарева. Высшие чиновники, имеющие бизнес, после поступления на госслужбу стараются дистанцироваться от своих активов. О том, какие законные способы избавиться от бизнеса есть у свежеиспеченных чиновников, рассказывает юрист юрфирмы Лавринович и Партнеры Инна Рудник.

Сегодняшние первые лица государства - это люди, которые создали собственный бизнес и успешно им управляли. Но после прихода на госслужбу возникает риск конфликта интересов, когда потребности бизнеса противоречат интересам государства. Чтобы избежать этого, законодатели прямо запретили совмещать госслужбу и любые другие оплачиваемые должности с некоторыми оговорками: кроме преподавания, научной и творческой работы, медицинской и инструкторской практик, судейства спортивных соревнований (Закон Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" и "О государственной службе").

При этом любой чиновник может оставаться собственником бизнеса: владеть акциями или долями в предприятиях, получать дивиденды и прибыль от работы компании. Иначе говоря, Юрий Косюк, став первым замглавы Администрации президента, не обязан продавать свой пакет акций компании Мироновский хлебопродукт (ему принадлежит 66% акций, рыночная стоимость которых миллиард долларов. - Ред.). Он должен был оставить пост СЕО холдинга - и сделал это. При этом вполне законно остался основным акционером компании, и закон не запрещает ему и в дальнейшем участвовать в собраниях акционеров, получать дивиденды и т.д. В форме декларации, которую обязаны подавать госслужащие, предусмотрены графы о полученных дивидендах, взносах в уставной капитал обществ, номинальной стоимости ценных бумаг. Из этого можно сделать вывод, что законодатель не приравнивает получение дивидендов к оплачиваемой деятельности.

Хотя закон и не запрещает чиновникам владеть бизнесом, часто госслужащие добровольно избавляются от активов, чтобы избежать возможных подозрений в поддержке своего бизнеса.

Косюк должен был оставить пост СЕО холдинга - и сделал это. При этом вполне законно остался основным акционером компании, и закон не запрещает ему и в дальнейшем участвовать в собраниях акционеров, получать дивиденды и т.д.

Читайте также: Зачем миллиардеры идут в политику

Самый распространенный способ передачи собственности - продажа. Именно так намерен избавиться от корпорации "Рошен" Президент Украины Петр Порошенко. При этом никакого ограничения во времени для продажи не предусмотрено: процесс может занять как месяц, так и несколько лет. Собственник может запросить за свои активы любую сумму: это его право и его выбор - продать компанию за бесценок или ждать покупателя, готового заплатить рыночную цену и премию. Как уже отмечалось, главное, чтобы он не занимал в частной компании руководящую должность и не получал зарплату.

Глава Администрации президента, экс-владелец УМХ Борис Ложкин выбрал другой путь. Полученные от продажи холдинга средства он направил в созданный фонд. Чиновники не ограничены в праве быть основателями, собственниками или участниками любых фондов - как благотворительных, так и инвестиционных или иных. Более того, они могут такие фонды и возглавлять, при условии, что не получают денежное вознаграждение.

Есть и другие, менее распространенные способы избавиться от бизнеса. Пришедший на госслужбу предприниматель может подарить свой бизнес кому-либо. Основной недостаток данного пути - уплата налога на подарок получателем активов.

Еще один вариант - передача доли в компании. Передать можно, опять-таки, любому человеку, но для этого необходимо согласие всех участников. Основной плюс - законом прямо не предусмотрена обязанность по уплате налогов, однако контролирующие органы могут приравнять такую сделку к договору дарения с вытекающими налоговыми последствиями. После окончания срока госслужбы доля может быть возвращена к бизнесмену аналогичным путем. Недостаток - необходимость получения согласия от всех участников предприятия.

Читайте также: Порошенко рискует наступить на грабли Ющенко

Можно передать долю и самому предприятию. Тогда другие участники перераспределят ее между собой, а впоследствии снова примут в состав учредителей оставившего госслужбу предпринимателя. Такой вариант используется в так называемых семейных обществах, где все участники - родственники или связанные лица, и эта передача не приведет к утечке активов.

В большинстве случаев новоявленный госслужащий предпочитает передать управление активами, а иногда - и корпоративные права - родственникам, проверенным партнерам или связанным лицам.

Наконец, временно избавиться от доли в бизнесе можно, заключив договор управления имуществом. В договоре предусматривается лицо, получающее прибыль от управления активами, и это может быть не чиновник. Таким образом госслужащий, не теряя права собственности, снимает с себя подозрения в действиях, направленных на защиту личных, а не государственных интересов. Основной недостаток этого пути - необходимость платить управляющему.

Впрочем, последние схемы используются в Украине не так уж и часто. В большинстве случаев новоявленный госслужащий предпочитает передать управление активами, а иногда и корпоративные права, родственникам, проверенным партнерам или связанным лицам. С формальной точки зрения он не является собственником предприятия и не вмешивается в его операционную деятельность. Но фактически сохраняет возможность контролировать активы и влиять на решение стратегических вопросов.