С принятием закона о Государственном бюро расследований прокуратура лишается функций досудебного расследования. Больше не будет такого, когда прокуратура в одном флаконе и расследует, и наблюдает, и поддерживает обвинение в суде. Теперь это разделено.

ГБР - независимый орган следствия, который будет расследовать все преступления, не касающиеся полномочий других органов: Национального антикоррупционного бюро - в вопросах коррупции, СБУ - в вопросах противодействия терроризму и нацбезопасности. ГБР возьмет на себя тяжкие и особо тяжкие преступления, которые ранее расследовала прокуратура. И это главное.

Это будет следственный орган, который создадут по специальной процедуре: руководитель ГБР будет избран независимой конкурсной комиссией. Сначала руководителя выбирает конкурсная комиссия, затем подает премьер-министр, затем подает президент - чтобы никого не обидеть. При этом у премьера и президента исключительно церемониальные функции.

В ГБР будут работать детективы, которые будут сочетать в себе функции следователя и оперативника. Все эти детективы будут избираться по новой конкурсной процедуре. Мы сможем перезагрузить и создать новый правоохранительный орган, а не забирать людей из ГПУ, СБУ или других органов. Но это будет зависеть от главы этого органа. Он будет иметь огромную самостоятельность, поскольку он назначает своих заместителей, может самостоятельно создавать свою команду.

Конечно, мы создали ГБР, но пока еще не до конца. Остается один крючок, на котором будет держаться следствие работников прокуратуры. Этот крючок называется руководство следствием в уголовно-процессуальном кодексе. Надо еще посмотреть, как его можно разогнуть, чтобы, во-первых, не лишить прокуратуру функции надзора за соблюдением законности в ходе следствия, но и оставить самые большие процессуальные права за следователем, а не за прокурором, который будет процессуальным руководителем.

То, что сделано сейчас парламентом, - это огромный, последний шаг в реформировании правоохранительной системы, так как созданы органы, о которых я мечтал еще в 2004 году. Это - специализированный орган для борьбы с "высокопоставленной" коррупцией, специализированный следственный орган для расследования опасных уголовных преступлений и Национальная полиция.

Было бы идеально еще создать муниципальную полицию, но на этот шаг на сегодняшний день нет ни политических возможностей, ни финансовых. Этот шаг в идеале для стран с высокой формой самоорганизации населения. Мы пока до этого не дошли. Но на этом этапе трехуровневая система противодействия преступности - очень большой шаг вперед.

Фактически сегодня в Украине появился аналог американского ФБР, аналог европейских следственных органов. Это большой шаг вперед.

Виктор Чумак, депутат фракции БПП

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.