В Украину не идет поток инвестиций. Уже давно убежали все, кто мог убежать. И пока они не торопятся возвращаться. Прямые инвестиции за прошлый год - это докапитализация российских банков, у которых просто нет выбора. Открытие небольших заводов - маленький ручеек, который подают как цунами в эфире некоторых телеканалов. У Украины есть огромный инвестиционный потенциал, но он так и остается потенциалом вот уже два года. Все 25 лет независимости Украина выглядит талантливым игроком, потенциал которого так и остается не реализованным, как бывает со многими футболистами, погрязшими в инфантильном самолюбовании.

Для Украины сейчас крайне важны инвестиции и инвесторы, которые принесут не только деньги, но и технологии. Внутренних источников роста в стране нет. Нужен прилив внешних денег, который вновь может заставить работать вал украинской экономики на полную мощность. Запустить этот процесс может приватизация. Большая, прозрачная и открытая. Как в свое время - приватизация Криворожстали, после которой у страны не было отбоя в потенциальных инвесторах, и начался резкий экономический рост. 

Приватизация сейчас важна как реформа, в которой имя покупателя значит гораздо больше, чем сумма, которую он заплатит. Приватизация, в которой имеет значение не цена продажи, а объем средств, который перестанут вытягивать из госкомпании для финансирования политической коррупции в парламенте и правительстве

Читайте также: Урвать перед продажей. Кто и сколько успел заработать на ОПЗ

Но два года воз и ныне там. Государственные предприятия - слишком лакомый кусок, создающий постоянный денежный поток для тех, кто их контролирует. Приватизация Центрэнерго переносится уже больше года. То нельзя приватизировать в отопительный сезон, то надо опять дождаться этого самого сезона. Между тем, крупнейший мировой игрок, Gas de France, был готов купить предприятие еще год назад. Неизвестно, дождутся ли французы продажи или процесс подготовки затянут до момента, когда у них попросту лопнет терпение.

С Одесским припортовым заводом другая история. Его приватизацию назначили на лето, 26 июля. Но сделали все, чтобы провалить конкурс. В итоге, никто не пришел. И дело тут не в уголовных делах против менеджмента завода. Не в том, что ОПЗ сейчас отключают газ. И даже не в долге предприятия перед компанией Дмитрия Фирташа в $200 млн, хотя, сам долг, конечно влияет на принятие решения при оценке стоимости завода. Ключевыми для инвесторов стали два момента. Первый - на конкурсе установили слишком высокую стартовую цену - более $500 млн. Это очень много, учитывая, что на новом собственнике повиснет и долг перед Фирташем. Более низкая стартовая цена существенно ничего не меняла бы. Ведь при конкурентных торгах, когда уже вскрыли конверты с предложениями, при наличии нескольких покупателей мирового уровня, цена могла бы подняться и выше, как в свое время произошло с Криворожсталью. Тем более, ситуация крайне благоприятная. В мире очень много денег, ставки отрицательные, и бизнес рыщет в поисках новых возможностей.

Вторая причина - законодательная самодеятельность Верховной Рады. Под прикрытием патриотических мотивов депутаты приняли закон, который можно назвать законом "о русском духе". Или о том, чтобы его не было. Цель благородная - не допустить к приватизации украинского стратегического предприятия россиян. Сейчас это вполне объяснимо. Другое дело, что закон можно читать по разному. Например, что если хоть одна акция покупателя принадлежит россиянам, то приватизация будет незаконной. А как известно, если что-то можно так прочитать, оно так прочитано и будет. 

Читайте также: Новая схема. Неизвестный трейдер из Вены будет проставлять газ на ОПЗ

Не секрет ведь, что большая часть потенциальных покупателей ОПЗ - публичные компании, акции которых обращаются на бирже. И там точно может найтись завалявшийся россиянин. Конечно, АМКУ дал свое толкование - доля россиян должна быть выше 10%. Но юристы очень педантичны.

В результате, менеджеру потенциального покупателя на стол легла огромная папка с юридическими рисками. А у него отпуск на носу, скоро август. И он не хочет принимать решения ценой в сотни миллионов, когда юристы его пугают всеми кругами

Более того, те же юристы могут прочитать этот закон и так, что в приватизации запрещено участвовать даже тем компаниям, у которых есть дочерние предприятия в России. А компании там есть у всех. Ведь Россия - огромная страна с большим рынком. 

Может у депутатов и не было злого умысла. Старались как лучше (хотя вериться с трудом), а вышло как всегда.

В результате - провал с точки зрения публичных интересов государства. И однозначный успех для тех, кто приходит на завод с фразой "Я от….". Фамилию допишите сами. Она иногда меняется. Беда в том, что реализовывают интересы государства и заботятся о сохранении контроля над финансовыми потоками одни и те же люди. Поэтому воз и ныне там. К огромному сожалению для инвесторов, которые прекрасно разбираются в ситуации.

Автор: Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital