Сегодня международная объединенная следственная группа (JIT) представила первые результаты уголовного расследования причин катастрофы авиалайнера рейса МН17. Партнер юрфирмы Анте Андрей Гук проанализировал доклад и выделил пять важных для Украины юридических последствий текущей стадии расследования. 
Что случилось?

1. Официально завершена любая дискуссия по поводу произошедшего. Бесспорными доказательствами следственная группа показывает, что произошло следующее:

А. Самолет был сбит ракетой серии 9M38, из комплекса БУК. Серия ракеты имеет крайне важное значение.
Б. Конкретный БУК, из которого выполнен запуск был доставлен из РФ и вернулся в РФ. Почти весь маршрут Бука подтвержден доказательствами, показаниями свидетелей, включая сопровождающих.
В. Место запуска - сельскохозяйственное поле около поселка Первомайский под Снежным. Речь идет о территории, которая НЕ была подконтрольна УКРАИНЕ. То, что Украина не контролировала эту территорию - также очень и очень важно для дальнейших квалификаций и оценок.
Г. Все остальные версии рассмотрены следственной группой и исключены. 

Кто виноват

2. Вопрос закрытия или не закрытия Украиной воздушного пространства следственной группой не рассматривался. Это - главное достижение Украины в этом расследовании. Поэтому говорить об ответственности Украины в пределах уголовного расследования все меньше и меньше оснований. Учитывая, что территория запуска не была контролируема Украиной и вопрос закрытия пространства не входит в предмет расследования - мотивировать иски к Украине будет крайне трудно.

3. Уже сам факт того, что ЗРК БУК приехал с территории РФ и вернулся обратно - негативный для РФ. Это значит, что как минимум, в РФ есть кто-то, кто выдал-принял БУК. И этот кто-то будет отвечать.

4. Важно обратить внимание на то, как следственная группа сформулировала предмет своего расследования на 2017 год. Основной вопрос - о чем знал экипаж, сопровождая транспортировку БУКа, а также кто и какие команды им давал. То есть, вопрос стоит относительно ответственности командования. Как правило, такие формулировки адресуют не к террористическим организациям, а к государственным военным формированиям. Можем сделать вывод, что речь идет именно о командовании РФ.

5. То, что сейчас не могут назвать виновных - нормально. То, что не раскрывают гражданство потенциальных подозреваемых - нормально. Но намеки очевидны - как минимум точно установлены личности сопровождающие транспортировку БУК. Также речь идет о командовании. Поэтому по факту, сегодня названы основные кандидаты в подозреваемые, как среди физических лиц, так и стран.
 И это не Украина, не украинские военные, и даже не ДНР с ЛНР.

Автор - Андрей Гук, партнер Юрфирмы Анте