Слово "беспилотник" прочно вошло в лексикон украинцев не так давно - с началом боевых действий в Донбассе, которые сразу вскрыли все пробелы в обеспечении наших войск. Из-за отсутствия современной беспилотной авиации военные оказались без качественной разведывательный информации.

В довоенный период Минобороны игнорировало мировой тренд беспилотного перевооружения. Генералы решили, что смогут бесконечно долго решать задачи разведки при помощи советских беспилотников типа Рейс и Стриж, созданных в 60-е года прошлого века. Государство экономило на вопросах обороноспособности, не желая развивать новые технологии. А в 2014 году страна начала расплачиваться за это самым дорогим - жизнью своих солдат.

За два года ситуация изменилась в лучшую сторону, но до сих пор военные не могут использовать беспилотные авиационные комплексы на полную. Причины просты: их очень мало, а возможности, качество и надежность переделанных бытовых дронов далеки от идеала.

На сегодняшний день уже есть единичные закупки беспилотных комплексов зарубежного производства для Национальной гвардии и для Главного управления разведки Минобороны. Из украинских комплексов поля боя опытную эксплуатацию проходят два. Это Спектатор, разработанный студентами КПИ и компанией Политеко-Аэро и Фурия предприятия Атлон-Авиа. 

Две компании поставят по пять комплексов. Потребности же Вооруженных Сил - 400 БпАК!

Эти украинские машины имеют сходные характеристики: продолжительность полета 2 часа, высота 3 км, скорость - до 120-130 км/ч. Целевая нагрузка у Спектатора - до 1,5 кг, Фурия может взять меньше - 600 г, но она значительно компактней.

Испытания в Минобороны сейчас заканчивает и беспилотник UA-Бета, который развивает украинская компания UA-Technology вместе c НАУ. У него немного выше скорость - до 155 км/ч и применено удачное решение - посадка не только с помощью парашюта, но и пневмоподушки, что помогает избежать повреждений аппарата. Может UA-Бета приземлятся и по-самолетному - на фюзеляж. Имеет цифровые защищенные каналы связи.

Все эти компании развивали свои проекты без поддержки государства, и достигли хороших результатов. Важное преимущество украинских беспилотников перед зарубежными - это цена. В этом же классе, например, польский Fly-eye при сходных ТТХ может стоить 500 000 евро, украинские же комплексы обходятся в десять раз дешевле!

Но все эти летательные аппараты - класса мини. Говорить о прошедших испытания тактических и оперативно-тактических беспилотниках украинского производства пока не приходится, хотя наработки уже есть.

Спрос на беспилотные комплексы в украинской армии не удовлетворен и ниша таких образцов вооружений заполняется крайне медленно. До 90% комплектующих, в основном это касается ключевых элементов - электроника бортового и наземного оборудования, полезная нагрузка и так далее - зарубежного производства.

Исследования и разработки в сфере беспилотной авиации не скоординированы, в результате чего одной темой занимается много команд, другими направлениями - ни одна. Например, как показал конкурс проектов, который проводила Ассоциация национальной авиации и беспилотных систем, 80% всех работ были посвящены конструктивным решениям планера, и только 20% - программным продуктам, каналам связи, решениям для силовых установок. А это крайне важные направления и ученых нужно мотивировать на подобные разработки. 

Что касается Вооружённых сил Украины, то там только формируется понимание того, насколько широко беспилотные комплексы могут использоваться различными родами и видами войск. Как следствие - пока еще нет четко отработанных процедур, не сформированы штатные структуры в родах и видах войск, которые могут эксплуатировать и обслуживать беспилотники. Все эти вопросы только начинают решаться.

В 2014 году в зоне АТО с украинской стороны не было ни одного летательного аппарата поля боя, способного выполнять задачу разведки или корректировки огня в ночных условиях. В 2015 году ситуация не особо изменилась.

Сейчас Украина вынуждена гнаться за лидерами, от которых мы существенно отстали в производстве малогабаритных оптических систем, электроники, системах передачи данных и в ряде других направлений. Поэтому "беспилотная" тема - это и гонка за технологиями, и вызов для нашей неповоротливой военно-бюрократической машины. Без ее ломки едва ли удастся придать реальную динамику всем процессам, связанным с разработкой и закупкой тех образцов военной техники и вооружения, которые очень нужны армии. И без общей программы действий на государственной уровне сил только частных компаний-энтузиастов будет недостаточно.

В большинстве развитых стран мира существует единый комплексный стратегический документ поддержки развития беспилотной авиации военного назначения государственного уровня (стратегия, дорожная карта, план развития, программа и т.д.). Такой документ охватывает весь комплекс вопросов - от научных разработок до регламентов использования БпАК.

Например, в США это "Полетный план беспилотных систем" (Unmanned Aircraft Systems Flight Plan, 2009), в котором отражены цели развития и боевого применения беспилотной авиации до 2047 года включительно. А Китай в рамках программы "Сделано в Китае 2025", до 2023 года планирует обеспечить потребности в военных БпАК различных классов сухопутного и морского базирования за счет китайских производителей. А это 42 000 комплексов общей стоимостью $10,5 млрд.

В Украине уже есть основа - целый ряд компаний, которые имеют не только разработки на бумаге, но и действующие образцы, прошедшие испытания. Если государство услышит частников и поддержит их, а не будет душить процедурами, которые не менялись десятки лет, то потенциал в с сфере БпАК получит развитие.

Это должно повлиять на формирование действительно нового облика нашей армии и нашей оборонной промышленности, где равнозначнаая роль принадлежит как государственному, так и частному сектору.

Автор - Максим Глущенко, экс-заместитель гендиректора "Укроборонпрома", президент Ассоциации национальной авиации и беспилотных систем