Бывший министр финансов и вице-премьер министр Болгарии, приглашенный профессор Лондонской школы экономики Симеон Дянков считается специалистом по проведению реформ в пост-советских странах. В его послужном списке - экономические реформы в Болгарии, сопровождение в качестве представителя Всемирного банка реформ в Грузии и Эстонии. Сейчас он консультирует группу украинских реформаторов и готов поделиться накопленным опытом: как Украине лучше реформировать экономическую и налоговую сферу.

Читайте также - Что Рада поменяла в Налоговом кодексе

Практически в каждой стране, столкнувшейся с необходимостью проведения реформ, было много сторонников внедрения максимально либеральной налоговой политики. При этом далеко не все страны по объективным причинам могли позволить себе либерализацию налогового законодательства. Радикальная налоговая реформа - со значительным снижением ставок, сокращением количества налогов - возможна только в условиях экономического роста, когда падение налоговых поступлений из-за снижения ставок компенсируются за счет роста ВВП и связанным с этим увеличением платежей. В противном случае - когда роста экономики нет, успех снижения ставок будет неочевиден, ожидаемого увеличения поступлений налогов от либерализации фискального законодательства, не произойдет. В итоге возникает риск разрывов: снижение сбора налогов и сборов из-за радикальной реформы не позволит получить в бюджет достаточно средств для выполнения государственных функций.

Украине будет сложно провести либеральную налоговую реформу: экономика страны в глубоком кризисе, и налоговая сфера - далеко не единственная в Украине, нуждающаяся в срочных и радикальных реформах

С такой проблемой столкнулась Грузия, когда команда Михаила Саакашвили приступила к проведению реформ. Тогда ситуация в экономике Грузии весьма напоминала нынешнюю ситуацию в Украине. Ресурсов, чтобы провести радикальную налоговую реформу не было. Поэтому правительство Грузии стало действовать иначе: они разбили реформу на несколько этапов и планомерно стали воплощать их в жизнь. И первый этап - улучшение администрирования налогов. Он не требует такого запаса прочности от государства, как резкое снижение ставок и количества налогов, но очень быстро сказывается на экономике стран, улучшая бизнес-климат, сокращая расходы бюджета и затраты бизнеса на уплату налогов. Лишь после этого, когда вести бизнес в стране стало проще, команда Саакашвили смогла провести либеральную налоговую реформу и резко подняться в рейтинге Doing Business.

Читайте также - Пять самых спорных новаций налоговой реформы

В качестве примера успешных кардинальных изменений в налоговой сфере можно привести Эстония. Но налоговая реформа в Эстонии начиналась, когда страна была едва ли не на пике экономического роста: в предреформенный год ВВП вырос на 8%. То есть в данном случае как раз можно говорить, что радикальное снижение ставок компенсировалось увеличением поступлений от экономического роста. При этом эстонцы все равно проводили реформу в несколько этапов, хоть и сжатые сроки. Сначала они уменьшили количество налогов, потом унифицировали ставки.

Украине будет крайне сложно быстро и эффективно провести либеральную налоговую реформу. Во-первых, экономика страны в глубоком кризисе и нет оснований считать, что она обеспечит бюджет достаточными ресурсами для реформы. Во-вторых, налоговая сфера - далеко не единственная в Украине, нуждающаяся в срочных и радикальных реформах. Нужны изменения в судебной системе, налоговой службе и так далее. Без этого только налоговая реформа ситуацию не улучшит. Соответственно, потребность в ресурсах для проведения этих преобразований возрастает.

Приватизация покроет как минимум часть расходов, необходимых для системных изменений.Чем масштабнее будет приватизация, тем выше шансы провести радикальную налоговую реформу

У Украины есть возможность хотя бы частично найти финансирование реформ: продать госпредприятия. Масштабная приватизация покроет как минимум часть расходов, необходимых для системных изменений. Поэтому я поддерживаю проведение масштабной приватизации в Украине. Вы и так слишком поздно начинаете процесс распродажи крупнейших гособъектов, это затруднит поиск инвесторов. С другой стороны, успешная приватизация в соседних странах - Польше, Венгрии, Словакии - может помочь Украине успешно продать активы. Теперь Восточная Европа достаточно неплохо знакомый для инвесторов регион, и они не так настороженно относятся к перспективам ведения бизнеса здесь.

Читайте также - Интервью с Наталкой Яресько: что меняется в налогах и бюджете

Чем более масштабная будет приватизация, тем выше шансы как можно быстрее провести радикальную налоговую реформу. Кроме того, успешная прозрачная продажа госпредприятий сделает реформы необратимыми, устранит опасность реверса реформ. Есть показательный пример, когда либеральные преобразования в итоге оказывались бессмысленными, и происходит "откат" реформ. Я говорю о России. Изменения в экономической политике страны в "тучные" годы не смогли сделать реформы необратимыми, и после осложнения экономической и политической ситуации, многие прогрессивные преобразования были отменены. Украина не должна пойти по этому пути.