9 апреля 2015 года с одним из наших клиентов (назовем его компания N) произошел странный случай. Машину с товаром задержали на границе. Должностные лица таможни потребовали у сопровождающего лица предъявить лицензию, поскольку компания N является субъектом режима индивидуального лицензирования. В ходе разбирательств оказалось, что на основе приказа Минэкономики №189 с 8 апреля компания N попала в особый санкционный список. И пока на партию товара не будет получена лицензия, машина границу не пересечет. Что произошло?

Беда пришла откуда не ждали

До недавнего времени украинские предприниматели, ведущие внешнеэкономическую деятельность, даже не догадывались, что контроль валютных операций может так серьезно сказаться на их бизнесе. Двумя основными законодательными актами, касающимися субъектов ВЭД, являются Закон Украины №185 "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" и Декрет КМУ №15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля". За исполнением их норм следят две контролирующие инстанции - банки и налоговики. Первые обязаны это делать в силу своей деятельности, напрямую связанной с валютными операциями. Вторые же по определению контролируют весь сектор экономики страны.

В феврале 2015 года налоговики собрали всю информацию по "валютным" нарушениям, допущенным субъектами предпринимательства в ходе ВЭД, и передали ее в Минэкономики. Министерство же, поддержав инициативу Государственной фискальной службы, издало приказ о применении ко всем провинившимся субъектам ВЭД санкции в виде индивидуального режима лицензирования.

Всего под санкции попали 218 субъектов - как юридические лица, так и ФОПы: все те, кто есть в Перечнях, приложенных к приказам Минэкономики №189 и 190, касающихся резидентов и нерезидентов соответственно. В один момент все компании, попавшие в эти списки, обзавелись серьезными проблемами в сфере дальнейшего сотрудничества с иностранными контрагентами. Ведь индивидуальное лицензирование - это непростой процесс получения разрешений от государства на каждую внешнеэкономическую операцию.

Индивидуальное лицензирование - это непростой процесс получения разрешений от государства на каждую внешнеэкономическую операцию
Со стороны государства принятие такого документа вполне логично: норма закона нарушена, меры приняты, виновники наказаны. Только вот с точки зрения предпринимателей ситуация обретает слегка иной окрас. Большинство компаний, попавших в список, и не догадывались, что они такие уж злостные нарушители закона. Ведь суммы задолженностей, за которые их наказали, незначительные и проскакивали в их практике уже не первый год.

Схема "нарушения"

К примеру, компания А заключает с компанией Б, зарегистрированной в Германии, внешнеэкономический контракт на покупку товара. Компания А оплачивает компании Б аванс в размере 100 евро за товар, который должен быть поставлен в следующем месяце. Однако за месяц курс евро меняется, зарубежный партнер корректирует стоимость и пересылает в Украину товар уже на сумму 95 евро. Де-факто все честно и логично, но де-юре компания А оставляет за границей незадекларированные 5 евро.

Подобные ситуации не были редкостью для внешнеэкономических операций. Так сложилась практика, что государство закрывало глаза на эти небольшие суммы долга. Однако в феврале налоговики решили: а почему бы не принести за счет этого денег в бюджет? И передали данные о нарушителях в Минэкономики.

За месяц курс евро меняется, зарубежный партнер пересылает в Украину товар на сумму 95 евро вместо 100. Де-юре компания-заказчик оставляет за границей незадекларированные 5 евро
Никто не отрицает, что нарушения законодательства присутствуют. Однако адекватно налоговики должны были провести проверку по валютному контролю на предприятии и по результатам выявленных правонарушений наложить штрафные санкции в виде пени.

Последствия режима индивидуального лицензирования

Теперь компания А для выполнения обязательств по контракту перед фирмой Б обязана для каждой отдельной внешнеэкономической операции оформлять индивидуальную лицензию. Для этого первоначально в Минэкономики необходимо подать:

· письмо-обращение от предприятия на фирменном бланке;

· заявку с указанием всех реквизитов обеих сторон, данных по контракту и основания для оформления лицензии;

· копию контракта и всех документов к нему (спецификаций, дополнений);

· заверенную руководителем копию свидетельства о госрегистрации предприятия;

· при получении лицензии на экспорт - еще сертификат о происхождении товара.

Далее в течение 15 рабочих дней (в случае срочности, когда субъект уже начал выполнение операции, - 5) заявление будет рассмотрено и после оплаты госпошлины лицензия выдана. Это, конечно, при благоприятных обстоятельствах и правильном оформлении пакета документов. Кстати, выдается лицензия в двух оригинальных экземплярах: один - для таможни, второй - для банка.

Кроме того, в Положении о порядке выдачи разовых индивидуальных лицензий, утвержденном приказом Минэкономики от 17 апреля 2000 года, описан ряд ограничений. К примеру, если субъект ВЭД осуществляет экспортно-импортные операции на сумму более $40 000, или если к иностранному контрагенту субъекта тоже применяются специальные санкции, то обратиться за выдачей лицензии можно только непосредственно в Министерство.

В итоге, попав под режим индивидуального лицензирования, предприятие-штрафник испытывает заметные трудности с исполнением обязательств перед зарубежными партнерами. Для небольшой компании, не имеющей в штате юриста, получение лицензии может оказаться серьезным испытанием. И не стоит забывать о материальных затратах: за каждую лицензию нужно оплатить госпошлину в размере 0,2% от стоимости контракта. А это для крупных предприятий с многомиллионными контрактами довольно приличные суммы. Согласитесь, неплохой способ пополнения госбюджета!

Хотели как лучше

Объяснить ситуацию, сложившуюся с введением специальных санкций, можно именно желанием фискальных органов "подлатать" бюджет страны. "Изобретательность" налоговиков совместно с Минэкономики вылилась в достаточно своеобразный способ пополнения госбюджета. Недоплаты, которые прежде не пророчили никаких проблем с законом, в один момент обернулись "катастрофой". Но стоило ли так наказывать предпринимателей? Ведь для большинства из них долг в 5-10 у.е. может обернуться срывом миллионных контрактов.

Компания N также сочла наиболее адекватным выходом из ситуации получение лицензии. Ведь товар простаивал на границе, сроки контракта истекали, и выяснять причины попадания в число правонарушителей времени не было. С помощью весьма компетентных и понимающих сотрудников КГГА лицензию юристы компании N получили на руки через 9 рабочих дней. И это еще хорошо, что машину задержали на границе. Ведь предприниматель мог узнать о санкциях в более неподходящей ситуации.

Пока остается рекомендовать компаниям проверить свое наличие в приказе на сайте Минэкономразвития.

Автор - Иван Краснов, партнер, старший юрист, руководитель практики налогового права и судебного процесса компании "Мир Юридических Услуг"