В конце апреля на ЛІГА.net вышла колонка Олега Бондаря "Как рестораторы делят аэропорт Борисполь". Речь в ней шла о конкурсе на право аренды площадей в крупнейшем украинском аэропорту, а также о решении Антимонопольного комитета, который рассматривал возможные злоупотребления при его проведении. Мы пообещали дать возможность для ответа другим сторонам, участвующим в споре. Этой возможностью воспользовалась компания DO & CO. 

В конце апреля управляющий партнер юридического бюро ECOVIS Bondar & Bondar Олег Бондарь прокомментировал деление бизнеса на территории аэропорта Борисполь через призму интересов своего доверителя - компании Аэрохендлинг. DO & CO считает, что представленную картину нужно подкрепить более точными фактами.

С 2012 года DO & CO в Украине является дочерней компанией глобальной компании DO & CO Aktiengesellschaft с главным офисом в Вене, представляющей 28 производственных баз в десяти странах на трех континентах, и сферами деятельности по всему миру. DO & CO в Украине составляет всего лишь 1,5% мирового оборота группы DO & CO. Такие показатели свидетельствуют о неготовности идти на конфликты и вредить репутации группы компаний, заключая сомнительные сделки в Украине.

Читайте также Глава Борисполя: Для нас МАУ, как Lufthansa для Франкфурта

Мы участвуем в конкурсах на право аренды государственного имущества именно для того, чтобы вести на этой территории собственный бизнес - организацию заведений ресторанного хозяйства, что и является основной деятельностью компании. Но, к сожалению, на сегодняшний день DO & CO не получила в аренду ни единого квадратного метра помещений аэропорта Борисполь.

Комментируя рассмотрение дела территориальным управлением Антимонопольного комитета Украины по вопросам злоупотреблений на рынке аренды в аэропорту Борисполь, автор не упоминает ни одного из моментов, на которые коллегия АМКУ потратила более половины времени, ведь это - горькая правда украинского бизнеса.

После победы в конкурсе на право аренды Аэрохендлинг, у которого - единственного из всех конкурсантов - оказался необходимый сертификат наземного обслуживания и 25-миллионный доход за три года (квалификационные требования тендера к конкурсантам), отдает помещения в субаренду другим компаниям. Они, конечно же, не выполняют ни одного из требований к конкурсантам. Фактически конкурс с определенными прописанными требованиями выступил фильтром, который большинству желающих компаний не позволил принять в нем участие.

АМКУ обоснованно аргументировал, что посредством субаренды ответственность Арендодателя переведена на Арендатора, освобождает его от претензионно-исковой работы, причем Субарендатор фактически не передавал помещений в субаренду, насчитывая арендную плату. Как результат, громкоговорящее заявление о цели передать помещение финансово устойчивому арендатору для эффективного использования теряет какое-либо значение после передачи помещений мелким субарендаторам, не обладающим заявленными на конкурсе требованиями к доходам, сертификатам и т.п.

На заседании основательно обсуждались также установленные АМКУ факты о всевозможных манипуляциях со стоимостью и сроками субаренды (помещения передаются сроком на три месяца - полгода - год). Вопрос АМКУ в контексте исследования рынка звучал крайне риторически: как могут субарендаторы в таких условиях развивать бизнес, да еще и получить прибыль?

Читайте также Денис Костржевский: Примем Wizz Air с распростертыми объятиями

Господин Бондарь называет различные торговые марки и компании, всячески сочетая их и обвиняя DO & CO то в вытеснении дочерней компании Люфтганзы (SKY CHEFS), то в монополии на рынке кейтеринга в Борисполе. Стоит только добавить, что DO & CO уже несколько лет участвует в конкурсах на аренду госимущества в аэропорту, однако безрезультатно.

Например, достаточно вспомнить об участии в тендере на право аренды цеха бортового питания на соседней с DO & CO территории, которая освободилась после того, как SKY CHEFS покинул рынок (именно в этом "вытеснении" г-н Бондарь обвиняет DO & CO). На сегодняшний день цех бортпитания находится в аренде не в DO & CO, а в компании Рапекс1, которая, в свою очередь, передала цех в субаренду третьим лицам. Также DO & CO не допустили к участию и в конкурсе на аренду помещений в терминале D (победитель - Аэрохендлинг), которые также в дальнейшем были переданы в субаренду.

Кстати, как одно из доверенных лиц субарендаторов площадей, которые арендует Аэрохендлинг, на заседании Коллегии АМКУ присутствовал руководитель той же компании Рапекс1. Представляется неслучайным то, что, участвуя в процессах обжалования этих конкурсов, мы почему-то встречаем одних и тех же лиц...

На сегодняшний день DO & CO имеет полноценного конкурента - Скай фуд сервисез, который с весны 2016-го производит бортовое питание в соседнем здании цеха бортпитания, арендатором которого является Рапекс1.

Независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, сертификация субъектов коммерческого обслуживания является обязательной для юридических лиц, выполняющих в аэропорту на договорных условиях коммерческую деятельность по предоставлению услуг по наземному обслуживанию ВС и пассажиров. В ноябре 2013 года DO & CO была сертифицирована в соответствии с приведенным законодательным положением приказа Госавиаслужбы Украины "Об утверждении правил сертификации аэропортов", и, соответственно, отсутствие сертификата не было основанием недопуска DO & CO к конкурсу. Именно эти факты опровергают прямую клевету автора статьи: "Коллега по несчастью" из компании DО & CО был возмущен, что к конкурсу допустили лишь сертифицированных провайдеров наземного обслуживания, а DО & CО такого сертификата не имеет".

Читайте также Арон Майберг: Пусть рынок будет свободным

В чем тогда был смысл такой борьбы за сертифицированных арендаторов, если результат - субаренда третьим несертифицированным лицам? Вот здесь мы снова видим чрезмерную опеку госимущества с соответствующим подкреплением фактами.

Отдельно отметим насчет "дорогой и безвкусной" еды на бортах самолетов, которые обслуживает "монополист DO & CO". Мы успешно проходим аудит по обеспечению питанием таких авиалиний, как British Airways, Air France, KLM, от которых постоянно слышим благодарность. Ответственность за свежесть и цену бортового питания несет авиакомпания, а производит его кейтеринговая компания, исходя именно из четко согласованного между сторонами меню. Поэтому третьим лицам следует более осторожно судить, от чего зависят указанные характеристики бортового питания.

DO & CO как заявитель по делу в АМКУ приветствует результативность обжалования нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в сфере аэрокейтеринга, будет следить за дальнейшим движением дела и потребует выполнения решения Комитета АМКУ "вернуть стороны конфликта к предыдущему положению". 

Автор: юрист DO & CO Киев Любовь Айхнер