Мировая экономика - реактивный самолет, которому для полета  нужно, чтобы все его двигатели работали. К сожалению, сейчас у этого самолета работает как следует только один из четырех двигателей: так называемая, Англосфера (Соединенные Штаты и его ближайший кузен, Соединенное Королевство).

Второй двигатель - Еврозона - сейчас остановился, после анемического рестарта 2008 года. Сейчас Европа находится в одном шаге от прямой дефляции и очередного приступа рецессии. Точно так же, у третьего двигателя - Японии, после года финансового и денежно-кредитного стимулирования, заканчивается топливо. Четвертый двигатель - развивающиеся рынки - резко замедляются. Быстрый рост Китая в течении последнего десятилетия был мировым попутным ветром. Но политика нулевой процентной ставки и количественного смягчения со стороны Федеральной Резервной Системы США, и товарный супероборот Китая - стали встречными ветрами.

Вопрос, состоит в том, как долго мировая экономика сможет продолжать полет на одном двигателе. Слабость в остальных странах мира предполагает укрепление доллара, которое неизменно ослабит рост США. Чем глубже спад в других странах, и чем выше рост доллара, тем меньше США смогут отделиться от временного депрессивного расстройства во всем мире, даже если внутренний спрос кажется надежным.

Слабость экономики в других странах мира предполагает укрепление доллара, которое неизменно ослабит рост США

Падение цен на нефть может обеспечить более дешевую энергию для производителей и домашних хозяйств. Но низкие цены ударят по экспортерам энергии и их расходам. И, в то время как выросло предложение - в частности, сланцевых ресурсов из Северной Америки - давление на понижение цены также оказало, ослабление спроса в еврозоне, Японии, Китае и многих развивающихся рынках. Кроме того, постоянные низкие цены на нефть вызывают падение инвестиций в новые месторождения, тем самым, еще больше подрывая глобальный спрос.

Плохие вести

Плохие макро-новости накладываются на негативную политическую инерцию и негативно влияют на рынки. И хороших новостей пока не видно.

Действительно, Европейский Центральный Банк печется о том, насколько может расширить свой баланс покупкой суверенных облигаций, в то время как Банк Японии только сейчас решил увеличить размер количественного смягчения, учитывая, что запланированное увеличение налога на следующий год ослабит его еще больше. Япония, кажется, намерена пойти на второе, увеличение потребительского налога еще больше замедляющий рост.

Что касается налоговой политики, Германия продолжает сопротивляться столь необходимому стимулу для повышения спроса в еврозоне. .

В это время ФРС выходит из программы количественного послабления и демонстрирует готовность начать политику повышения процентной ставки раньше, чем ожидали рынки. Если ФРС повысит ставки, не дождавшись пока тучи не разойдутся над глобальной экономикой, она рискует получить прерванный взлет в США - судьба многих экономик в последние годы.

Если Республиканская Партия возьмет полный контроль над Конгрессом США на промежуточных выборах в ноябре, это может привести страну в политический тупик. Который может вылиться в повторное разрушительное финансовое сражение, приведшие в прошлом году к остановке работы правительства и практически к техническому дефолту. В более широком смысле, тупик будет препятствовать проведению важных структурных реформ, которые необходимы США для стимулирования экономического роста.

Крупнейшие развивающиеся страны также находятся в непростом положении. Из пяти стран БРИКСа (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), Бразилия, Россия и Южная Африка, близки к рецессии. Самая большая, китайская экономика, в разгаре структурного спада, из-за которого следующие два года Китай будет расти на 5%, вместо сегодняшних 7%. В то же время, столь разрекламированные реформы, которые должны были сбалансировать экономический рост, инвестиции и внутренний спрос отложены до того, как председатель КНР Си Цзиньпин не консолидирует власть. Китай может избежать жесткой посадки, но ухабистое приземление почти гарантированно.

Из пяти стран БРИКСа (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), Бразилия, Россия и Южная Африка, близки к рецессии.

Но речь не идет о риске глобального краха. Многие страны с формирующейся рыночной экономикой по-прежнему быстро растут, поддерживают разумную макроэкономическую политику, и начинают осуществлять структурные реформы, способствующие росту. И экономический рост в США, в настоящее время превышающий потенциальный результат, может обеспечить достаточный глобальной подъем - по крайней мере на данный момент.

Плохой прогноз

Но серьезные проблемы впереди. Частные и государственные долги в развитых странах по-прежнему высоки и продолжают расти - и потенциально неустойчивы, особенно в еврозоне и Японии. Растущее неравенство перераспределяет доходы тех, кто, обладает повышенной склонностью к накоплению (богатые и корпорации), и усугубляется капиталоемкой, трудосберегающей технологической инновацией.

Это сочетание большого долга и растущего неравенства может быть источником постоянной стагнации, которая делает структурные реформы очень трудными с политической точки зрения. Во всяком случае, рост националистических, популистских, и нативистических партий в Европе, Северной Америке и Азии приводит к обратной реакции против свободной торговли и трудовой миграции, которые могли бы еще больше ослабить рост мировой экономики.

Вместо увеличения кредитования реального сектора экономики, нетрадиционная денежно-кредитная политика в основном обогатила уже очень обеспеченных людей - бенефициаров рефляции активов. Но теперь рефляция(Меры по восстановлению снизившихся цен до прежнего уровня - ред.) может создать пузыри цен на активы, и надежда, что макро-пруденциальные политики предотвратят их от разрыва, до сих пор далека.

К счастью, растущие геополитические риски - Ближний Восток в огне, конфликт между Россией и Украиной, волнения в Гонконге, и территориальные споры Китая с его соседями - вместе с такими геоэкономическими угрозами как лихорадка Эбола и глобальное изменение климата, пока не привели к финансовому кризису. Тем не менее, они замедляют расходы и потребление капитала, учитывая стоимость опции ожидания во времена неопределенности.

Итак, мировая экономика летит на одном двигателе, пилоты должны ориентироваться среди грозовых туч, а среди пассажиров вспыхивают драки. И аварийных бригад на земле нет.

Нуриэль Рубини - Председатель Roubini Global Economics и профессором экономики в Школе бизнеса Стерн, Нью-Йоркского университета.

Copyright: Project Syndicate, 2014