14 мая Президент Украины наложил вето на принятый Верховной Радой Украины Закон №3868 от 22.04.16 года "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке с целью первоочередного обеспечения нужд оборонной промышленности и восстановления объектов инфраструктуры". Глава государства предложил:

а) Изменить название Закона на "О внесении изменений в некоторые законы относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке".

б) Повысить ставку пошлины на экспорт металлолома с 10 до 30 евро/тонну сроком на один год.

Вкратце напомню, что в этом законе было два нововведения: повысить ставку экспортной пошлины с 10 до 30 евро/тонну на 3 года и отменить регистрацию контрактов на экспорт металлолома.

И хотя закон (правда, только в названии) прикрывается такими святыми вещами, как оборона страны и восстановление разрушенного войной (на что, кстати, и указал президент) основные доводы в пользу принятия этого законопроекта со стороны металлургов были следующие:

1. Дефицит данного вида сырья на рынке Украины.

2. Кризисное состояние отрасли, связанное со снижением цен на мировых рынках и падением спроса на металлопрокат.

3. Необходимость стимулировать со стороны государства производство и потребление продукции с более высокой добавленной стоимостью.

4. Непрозрачность ломозаготовительной отрасли, которая после повышения ставок экспортной пошлины должна очиститься и стать белой и пушистой.

5. Необходимость защиты внутреннего рынка и ограничение вывоза сырья, как это делают все развитые страны.

Аргументы президента, ветировавшего закон в соответствии с предложениями Кабинета Министров, звучат так:

1. Нарушает международные обязательства Украины как члена ВТО.

2. Не соответствует Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.

3. Не соответствует Меморандуму о взаимопонимании между Украиной и ЕС.

Полностью соглашаясь с тем, что ломозаготовительную отрасль необходимо выводить из тени и освобождать от нагромождения нормативных и регуляторных барьеров, хочу все же прокомментировать основные тезисы, озвученные нашими коллегами - металлургами. (Мы ведь помним, что из собранных в 2015 году 4,27 млн тонн металлолома 3,05 млн были поставлены именно им).

Итак, по порядку:

1. Дефицит данного вида сырья на рынке Украины (тезис, который, к сожалению, был озвучен и президентом).

В 2015 году было заготовлено 4,3 млн тонн металлолома. На внутренний рынок было поставлено 3,05 млн тонн. Экспорт за вышеуказанный период составил 1,2 млн тонн. При этом производство стали составило 23,5 млн тон. В соответствии с балансом металлургам не хватило ориентировочно 0,4 млн тонн, которые они спокойно могли бы привлечь за счет экспортных поставок. Однако жадность, глупость и банальная отсутствие оборотных средств сделать это им не позволили. Зато позволили удерживать ценовую разницу с экспортными ценами на уровне $40-50 за тонну. В их пользу, разумеется.

2. Кризисное состояние отрасли, связанное со снижением цен на мировых рынках и падением спроса на металлопрокат.

С этим нельзя не согласиться. Сейчас мировая сталелитейная промышленность переживает не лучшие времена. Но хотелось бы напомнить нашим коллегам - металлургам, что мы в одной лодке. И их кризис - наш кризис тоже. И в плохие времена принято поддерживать друг друга, а не окончательно добивать своих партнеров. Кризис пройдет, кто лом для вас собирать будет?!

3. Необходимость стимулировать со стороны государства производство и потребление продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Опять же, полностью согласен. Но когда под продукцией с высокой добавленной стоимостью подразумевается железорудное сырье, а также полуфабрикаты в виде чугуна, заготовки, сляба, который массово поставляется на внешние рынки, увольте. А если еще принять во внимание, что для их производства используются такие невосполняемые, в отличие от металлолома, ресурсы, как железная руда, уголь, известняки, флюсы и т. п., то может стоит все же озаботиться увеличением потребления на внутреннем рынке, а также ограничением экспорта полуфабрикатов? И особенно умиляет тот факт, что металлурги, не стесняясь, повышают цены на свою продукцию на внутреннем рынке. Хотя от всех остальных хотят только снижения, кризис ведь!

4. Непрозрачность рынка ломозаготовки, который после повышения ставок экспортной пошлины должен очиститься и стать белым и пушистым.

Да, прозрачности мало. Но это, к сожалению, относится ко всей отрасли, не только к экспорту. И пути вывода из тени давно предложены, а именно:

- отмена НДС или введение RCM (reverse charge mechanism) на операции с металлоломом и в целом в ГМК;

- окончательная отмена НДФЛ при сдаче металлолома;

- снятие ограничений на приобретение металлолома за наличный расчет;

- отмена пошлины на импорт металлолома и т. п.

Но все это ведь касается разрешений. А у нас ведь страна и власть контролеров, которым запретить и ограничить гораздо проще. Поэтому все вышеперечисленные законопроекты пылятся спокойно в комитетах, а пошлина - на первоочередном и безотлагательном рассмотрении.

5. Необходимость защиты внутреннего рынка и ограничение вывоза сырья, как это делают все развитые страны.

Объем ломозаготовки, на мой взгляд, основной индикатор как объемов внутреннего потребления металлопродукции, так и скорости и глубины модернизации основных отраслей экономики государства. Иначе чем объяснить, что крупнейшими экспортерами металлолома в 2015 году стали: США - 13,2 млн тонн; Япония - 8 млн. тонн; Германия - 8 млн тонн; Великобритания - 6,8 млн тонн; Россия - 6,2 млн тонн.

Сложно заподозрить эти страны в том, что они не лоббируют интересы собственных производителей, а также не занимаются защитой внутреннего рынка.

При этом в России актуальная ставка экспортной пошлины составляет 7,5% от цены металлолома, но не менее 7,5 евро/тонну при взятых обязательствах снизить эту ставку до 5 евро/тонну в течение 5 лет. В Казахстане - 15%, но не менее 20 евро/тонну соответственно. В остальных вышеперечисленных странах, а также странах ЕС пошлина на экспорт отсутствует. Думаю, там другие механизмы используются. Может, стимулируются внутреннее потребление и обновление основных фондов?

Мы же, к сожалению, видим только примеры того, как в Украине в условиях слабо развитых демократических институтов государства работает олигархическая машина, которая с помощью средств массовой информации, депутатского корпуса, а также административного аппарата проталкивает выгодные для себя решения, направленные на монополизацию, или, в лучшем случае, олигополизацию экономических взаимоотношений в стране.

У всех на слуху решения судов, которыми блокируется проведение конкурсов по отбору кандидатов в руководящие органы на государственных предприятиях. Все понимают, кем, как и для чего это делается.

К такой же практике прибегли на сегодняшний день и компании Интерпайп (группа Виктора Пинчука - ред.) и Метинвест-ресурс (компания Рината Ахметова - ред.), по исковым заявлениям которых судами приняты решения (временные, разумеется, до принятия решения по сути), которые полностью блокируют экспорт металлолома из Украины.

Вот так работает и развивается в Украине рынок заготовки лома черных металлов. Вопреки, как обычно.

А в целом хотелось бы пожелать всем нам - законодателям, чиновникам, судьям, правоохранителям, участникам рынка, больше думать, как его, этот рынок, развивать. Хотя, соглашусь, дело это неблагодарное и непростое. Но все запреты в конечном итоге приводят только к кратковременному улучшению для отдельных участников. В средне- и долгосрочной перспективе теряют все. Так что терпения и взвешенности всем нам, господа! 

Автор: Владимир Бублей, генеральный директор ломозаготовительной компании Керамет