Президент Франции Эмманюэль Макрон хочет достичь консенсуса со странами Азии, чтобы подтолкнуть Россию к деэскалации на войне в Украине и реальным переговорам.

Азия – это критически важный регион вне Запада, объясняет LIGA.net экс-глава МИД Павел Климкин. Вокруг него сосредоточены технологии, аспекты безопасности и ключевые торговые потоки.

"С некоторыми странами Азии можно достичь базового консенсуса – японцами и корейцами, – говорит Климкин. – С другими будет сложнее, но сам процесс однозначно того стоит".

Что задумал Макрон, хватит ли у него рычагов влияния в Азии и есть ли шансы на успех – разбиралась LIGA.net.

Читайте нас в Telegram: только важные и проверенные новости

ДИПЛОМАТИЯ И ОРУЖИЕ ОТ МАКРОНА

Макрон хочет создать глобальный консенсус для давления на Россию. И не только при участии Запада.

Франция намерена сотрудничать с Китаем, Индией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.

"Эта война – также ваша проблема, потому что она создаст много нестабильности, – сказал Макрон на саммите АТЭС азиатским странам. – Помогите нам донести месседж России: остановите войну, уважайте международный порядок, вернитесь за стол. Потому что все мы должны сосредоточиться на реальных вызовах нашего времени".

Попытки Макрона и Франции что-то сделать – это хорошо, говорит LIGA.net глава внешнеполитического комитета Рады Александр Мережко (). Но вряд ли станут успешными.

"Я скептически настроен по поводу конечного результата их усилий, – говорит Мережко. –  С Россией всем странам нужно вести себя как с террористической организацией, а с Путиным – как с военным преступником. Традиционные дипломатические приемы здесь не всегда срабатывают".

Однако президент Франции уже видит "пространство для сближения" с Индией и Китаем. Он встречался с лидерами двух стран на полях саммита G20 и считает, что они могут подтолкнуть РФ к деэскалации.

Кроме того, Макрон хочет посетить Пекин в начале 2023 года и видит в Китае потенциального посредника в российско-украинской войне.

Читайте также: Белый дом: США были рады услышать обеспокоенность Китая и Си Цзиньпина действиями России

При всех попытках дипломатии он заверяет, что поддержка Украины остается приоритетом №1. 20 ноября – после азиатского турне Макрона – Франция сообщила, что передала ВСУ две батареи ПВО Crotale и две неназванных реактивные системы залпового огня.

И в такой позиции нет противоречий, говорит LIGA.net бывший министр иностранных дел Павел Климкин. По его словам, во французском политикуме есть желание найти дипломатическое решение, но не с победой России.

"Их ментальность двигается в сторону, чтобы такое решение рассматривалось как общая победа Украины и Запада, – объясняет экс-глава МИД. – Потому поставки оружия и усиление Украины отнюдь не противоречит тому, что в какой-то момент можно будет начать переговоры. Но не на условиях РФ".

ПОЧЕМУ МАКРОН ВЫБРАЛ АЗИЮ:
и есть ли у него рычаги влияния

Азия критически важна для идеи Макрона о консенсусе, считает Климкин. Это наиболее важный регион вне Запада, вокруг которого сосредоточены технологии, вопросы безопасности и ключевые торговые потоки.

Но в Азии есть страны, которые относятся к России так, словно 24 февраля  ничего не произошло, говорит LIGA.net эксперт Украинской призмы Александр Краев. Они помогают РФ обходить санкции, вести экономическую деятельность и получать недоступные из-за санкций товары.

Украине и Западу важно показывать таким странам, что у них есть два пути: или работать с адекватной частью мира, или с Россией, считает эксперт.

"Я не верю в успех Макрона... Хотя могут помочь так называемые вторичные санкции, направленные против тех стран региона, которые помогают России избегать европейских и американских санкций", – объясняет Мережко.

По словам Краева, Макрон считает себя политическим лидером объединенной Европы и также предлагает азиатским странам решать реальные проблемы – экономический кризис, который только усиливается из-за войны в РФ.

Просто говорить "давайте нажмем на Путина" не будет путем вперед, добавляет Климкин. Инструменты влияния у президента Франции ограничены, в первую очередь это – присутствие французских компаний и интересы Парижа вокруг своих заморских территорий.

Но у Макрона могут появиться рычаги инвестиционные, технологические и рычаги в области безопасности, если он будет координировать свою идею с Западом, отмечает экс-глава МИД.

Эмманюэль Макрон на саммите G20 (фото – ЕРА)

По его словам, многим азиатским странам важно соблюдение правил, понимание, кто их будет защищать, если война создаст прецедент, и видение, что будет с ключевыми рынками после войны.

"Я скептически отношусь к возможности достичь консенсуса со всеми азиатскими странами, в частности, с Китаем, – говорит Климкин. – Но очень приветствую возможность живого диалога, а не формального политкорректного... Эти вопросы важны для них. По всем ним нужен разговор".

МОЖЕТ ЛИ МАКРОН УБЕДИТЬ ИНДИЮ И КИТАЙ

Китай и Индия занимают особое место в регионе – Россия от них зависит все больше, говорит LIGA.net Юрий Пойта, приглашенный научный сотрудник Тайваньского института исследований нацобороны и безопасности.  

КИТАЙ 

Эта страна не заинтересована в поражении России, уверен Мережко. Но Пекин также не хочет, чтобы РФ усиливала свою самостоятельность в отношениях с КНР.

"Макрон, возможно, не очень понимает, что для Китая сейчас Россия является младшим партнером и довольно быстро превращается в вассала, – говорит Мережко. – Вообще Китай ведет себя цинично: использует пустую риторику, мол, "мы за мир", а на деле поддерживает Россию".

Пойта скептически оценивает геополитические возможности Франции. Париж ранее уже провалил попытки построить конструктивные отношения с Россией через закупки газа и установить автономность Европы от США, напоминает он.

К тому же Китай в ответ на просьбу Франции будет выставлять желания, на которые Запад не согласится, считает эксперт. Например, на уступки по Тайваню или снятие эмбарго на поставки военных технологий.

Эмманюэль Макрон и Си Цзиньпин (фото – ЕРА)

По мнению Пойты, Пекин не демонстрирует никакого желания ни давить на РФ, ни становиться посредником. У КНР нет опыта медиации, а само посредничество сейчас будет неуспешным: Украина и Россия имеют противоположные цели – искать консенсус можно будет лишь после военного поражения одной из сторон.  

"Попытки Вашингтона и Брюсселя привлечь Китай как одного из посредников провалились,  – говорит Пойта. – Очень сомневаюсь, что дипломатия Парижа может это сделать. Думаю, что заявления Макрона о возможной посреднической роли Китая – это принятие желаемого за действительное".

Китай вряд ли пойдет на прямое посредничество, но может действовать непублично, не исключает Климкин. Хотя сдавать младшего партнера все равно не будет.

Визитом же в Пекин Макрон на самом деле может целить на финализацию экономической сделки КНР и ЕС, говорит Краев. После слабой поездки к Си Цзиньпину немецкого канцлера Шольца Макрону это нужно для утверждения в статусе политического лидера Евросоюза, считает эксперт.

ИНДИЯ всегда была с Россией тесным партнером, а с началом войны резко увеличила закупку у РФ энергоносителей, говорит LIGA.net журналист-международник, члена правления Украинской ассоциации китаеведов Алексей Коваль.

Она является одним из лидеров движения неприсоединения, а глава МИД Индии напомнил, что Дели имеет право на собственную внешнюю политику, которая необязательно должна идти в контексте Запада.

"Позиция Индии: для экономики нужны дешевые энергоресурсы, которые она может получить из РФ на фоне высокого предложения на азиатском рынке, – объясняет Пойта. – Позиция индийского руководства и экспертов заключается в том, что Европа совершает серьезную ошибку, отказываясь от российского газа".

СПРАВКА. Движение неприсоединения – объединение государств, которые признают ключевым принципом внешней политики неприсоединение к военным союзам больших держав.

Встреча Макрона с премьер-министром Индии Нарендрой Моди на полях G20 была важна, потому что в следующем году саммит Большой двадцатки будет принимать Дели, говорит Коваль.

И на саммите в любом случае будут обсуждать, как закончить войну РФ против Украины, либо восстановление от последствий конфликта.

Нарендра Моди и Эмманюэль Макрон (фото – ЕРА)

"Макрон очень ясно заявил, что российско-украинская война является главным фактором глобальной нестабильности, – объясняет Коваль. – Потому все лидеры так или иначе должны реагировать. Призыв к Моди, чтобы он определился со своей позиции, связан с тем, что в следующем году Индия будет принимать G20".

Индия и Франция имеют общие интересы, констатирует эксперт. В частности, это продажа Парижем вооружений, технологий ядерной энергетики, взаимодействие с заморскими территории Франции.

По его словам, Макрон также может использовать статус едва ли не единственного западного лидера, который все еще общается с Путиным.

Но реальных рычагов для Индии у президента Франции нет, считает Коваль. По его прогнозу, западные лидеры будут пытаться повлиять на нее для более четкой позиции в свете саммита G20 2023 года, но Дели, скорее всего, "отморозится".

"Я не думаю, что у западного мира есть какие-то рычаги, чтобы заставить Индию занять другую сторону по поводу конфликта между Украиной и РФ, – объясняет Коваль. – Для любого индийского политика определенное влияние будет означать: а зачем нам, у нас своя политика, мы определили ее, зачем нам будут указывать США и Франция".

Попытки передать месседжи России через Азию в принципе не имеют смысла, подытожил Мережко. Кремль надо давить санкциями.

"Изоляция агрессора более эффективна, чем "донесение до него месседжей"", –сказал глава внешнеполитического комитета Рады.

Читайте также: Разбор | В США заговорили о переговорах Украины и РФ. Что это значит и возможен ли "шантаж оружием"