Аппарат вице-премьера Юрия Бойко в начале февраля разослал украинским нефтеперерабатывающим заводам бланки жалоб, на основании которых Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) намерена начать расследование в отношении импорта бензина из Беларуси. Итогом расследования могут стать заградительные пошлины в размере около $180,84 за тонну сроком на 5 лет. Чтобы эти меры заработали, жалобы должны подписать 5 НПЗ, но пока их набралось только 4 (Минэкономторговли Украины уже зарегистрировало жалобу, - ред). Подписи под документами поставили представители Кременчугского НПЗ (Укртатнафта), Надвирнянского и Дрогобычского НПЗ (их менеджмент также контролирует группа Приват бизнесмена Игоря Коломойского) и Шебелинского ГПЗ (входит в состав государственного ПАО "Укргазвыдобування"). В свою очередь, Лисичанский НПЗ (принадлежит ТНК-ВР) и Одесский НПЗ (до последнего времени принадлежал Лукойлу, но был продан компании ВЕТЭК бизнесмена Сергея Курченко) жалобу не поддержали.

Украина уже в третий раз пытается ограничить поставки белорусского бензина, первые две попытки - в 2011 и 2012 годах - оказались безрезультатными. И сегодня украинскому правительству есть над чем задуматься. Переработкой нефти в стране в прошлом занимались лишь 4 завода из имеющихся 6 НПЗ: Лисичанский, Кременчугский, Надвирнянский НПЗ и Шебелинский ГПЗ. Но и они снизили переработку чуть ли не наполовину: на 49,5% по сравнению с 2011 годом - до 4,6 млн. тонн.

Снижение переработки обусловлено заметным сокращением поставок нефти. Годовые поставки сырья, включая украинскую нефть, на украинские НПЗ составили 4,014 млн. тонн (-47% к уровню 2011 года). При этом поставки российской нефти снизились в 6,4 раза (на 3,9 млн. тонн), до 724 тыс. тонн, а украинской - снизились на 14,6%, до 2,5 млн. т, казахстанской - увеличились в 5,5 раза, до 779 тыс. тонн. Азербайджанская нефть (в 2011 году было получено 704,7 тыс. тонн) в 2012 году не перерабатывалась.
  
Как результат, производство нефтепродуктов в Украине в прошлом году упало на 42,6% по сравнению с 2011 годом: выпуск бензина сократился на 42,6%, до 1,6 млн. тонн, дизельного топлива - на 48,2%, до 1,4 млн. т, мазута - в 2,8 раза, до 715,3 тыс. тонн. Освободившуюся нишу на украинском топливном рынке поспешили заполнить импортеры, прежде всего из Беларуси. Согласно данным Государственной таможенной службы Украины, в прошлом году страна импортировала из Беларуси нефтепродукты на $3,726 млрд., при этом всего в страну было завезено нефти и  нефтепродуктов 7,615 млн. тонн на $7,607 млрд. Автомобильное топливо в Украину также поставляли российские нефтяные компании - на $1,63 млрд., компании Литвы - на $714,914 млн., из других стран - на $1,535 млрд.
Минск предпримет ответные меры в отношении поставок украинской продукции в Беларусь. Не исключено также, что защитные шаги будут сделаны и в рамках Таможенного союза
По оценкам экспертов, с 2010 года импорт белорусских нефтепродуктов вырос на 90,16%, до 3,8 млн. тонн, что составляет 41,21% рынка. В украинском импорте дизтоплива доля белорусского достигла уже 60%, при этом российского - лишь 15,29%, литовского - 0,4%. Также быстро растет доля импорта белорусских бензинов - их доля уже составляет треть всего импорта этого вида топлива.


Составители жалобы уверены, что проблемы украинских НПЗ обусловлены тем, что они находятся в неравных условиях с белорусскими. Мало того, что белорусы закупают российскую нефть без пошлин в рамках Таможенного союза, еще и государство субсидируют нефтепереработку. По данным инициаторов расследования, Беларусь предоставляет своим нефтепереработчикам 6 типов субсидий на общую сумму $180,84 за тонну. Речь идет об освобождении НПЗ от уплаты сбора в размере 30% от валютной выручки ($165 за тонну), компенсации заводам процентных ставок по банковским кредитам ($12,3 за тонну), предоставлении бюджетных кредитов и займов ($1,24 за тонну). Авторы документа указывают также на беспошлинный экспорт топлива биодизельного (ТБД) из Беларуси: в отдельные периоды ТБД занимал 50% в структуре белорусского дизельного топлива, поставляемого в Украину.

Белорусские нефтяники в свою очередь отвергают все претензии. Прежде всего, они заявляют, что работают в Украине абсолютно легально (кстати, в серых схемах поставки их никто не обвиняет). В качестве основной украинской претензии названы госсубсидии, которые белорусские НПЗ получают в виде освобождения их от обязательной продажи части валютной выручки - эту меру господдержки в Украине оценивают в размере $165 за тонну продукции. Белорусские НПЗ действительно были освобождены в 2011 году на некоторый срок от обязательной продажи 30% валютной выручки. Иначе в условиях валютного кризиса в Беларуси они просто не смогли бы закупать нефть. Но расценивать эту льготу как субсидию вряд ли можно. В данном случае речь идет об обменных операциях, а не о субсидиях государства. В условиях кризиса заводам всего лишь разрешили распоряжаться всем объемом валюты, которую они сами же и заработали. Сейчас ситуация на валютном рынке в стране изменилась, и НПЗ опять продают 30% валютной выручки.

Кроме того, белорусские НПЗ не входят в перечень предприятий, которым государство частично возмещает проценты за пользование банковскими кредитами. Они самостоятельно финансируют инвестпроекты, используя для этого как собственные средства, так и банковские кредиты. Обвинять белорусские НПЗ в ценовом демпинге также нет оснований, они поставляют нефтепродукты в Украину по рыночным ценам. Что же касается покупки российской нефти, то белорусские НПЗ ее действительно покупают по льготной цене - без экспортной пошлины, но это и есть интеграционный "пряник", правила Таможенного союза. Однако при экспорте нефтепродуктов белорусские трейдеры по правилам Таможенного союза платят вывозные пошлины в российский бюджет.

Введение спецпошлин на импорт белорусского топлива ситуацию в украинской нефтепереработке радикально не поменяет. Чтобы украинские НПЗ нарастили нефтепереработку, им потребуется время и деньги на модернизацию своих мощностей
Любопытно, что претензии украинских НПЗ не поддержал владелец Лисичанского НПЗ (Украина) - компания ТНК-ВР, которая инициировала подобное расследование два года назад. Такую позицию в компании объяснили "неопределенностью ситуации с Лисичанским НПЗ". Напомню, Лисичанский НПЗ был остановлен в марте 2012 года, после чего ТНК-ВР полностью переориентировалась на поставки нефтепродуктов из Беларуси. С прошлого года в Беларуси созданы привлекательные условия для давальческой переработки нефти. Тем более что ТНК-ВР является акционером Мозырского НПЗ.

Одесский НПЗ, принадлежащий "Лукойлу", также не присоединился к инициативе о проведении антисубсидиарного расследования. Этот завод был остановлен на профилактический ремонт в октябре 2010 года и с тех пор не работает. В конце января этого года президент НК "Лукойл" Вагит Алекперов заявил, что компания ведет переговоры с правительством Украины относительно устранения технических преград для запуска Одесского НПЗ. Пока Одесский завод не может принимать российскую нефть: трубопровод Одесса - Броды, по которому российская нефть поступала на завод, заполнен азербайджанской нефтью. Однако буквально на днях стало известно, что "Лукойл" продает Одесский НПЗ украинской группе "Восточно-европейская топливно-энергетическая компания" (ВЕТЭК). ВЕТЭК -- новый бренд, под которым консолидирует свои активы группа компаний Газ Украина-2009, основным акционером которой является украинский бизнесмен Сергей Курченко. Сделку планируется закрыть к 1 июня этого года. По оценкам экспертов, завод  продан не дороже $300 млн.

 
Очевидно, что введение спецпошлин на импорт белорусского топлива ситуацию в украинской нефтепереработке радикально не поменяет. Чтобы украинские НПЗ нарастили нефтепереработку, им потребуется время и деньги на модернизацию своих мощностей. Зато эта мера приведет к усилению позиций белорусских конкурентов - поставщиков автомобильного топлива из Литвы, Польши, Румынии. Кроме того, может также увеличится объем теневого топлива. По этой причине введение пошлин в отношении белорусских нефтепродуктов не поддерживает и Антимонопольный комитет Украины. "Мы категорически против таких мер. Такие методы попросту ведут, во-первых, к тому, что импортеры будут закладывать эти пошлины в цену реализации топлив. Во-вторых, нет гарантий, что Украина не столкнется с дефицитом топлива, поскольку снизится покупательная способность потребителя", - заявил первый заместитель Антимонопольного комитета Украины Рафаэль Кузьмин в интервью OilNews. 
 
Тем не менее украинские эксперты считают, что попытки монополизировать рынок нефтепродуктов в Украине не прекратятся,  с учетом последних назначений в правительстве и общей ситуации в экономике страны. Но, надо полагать, белорусская сторона тоже не сдаст без "боя" самый ликвидный рынок для экспорта своих нефтепродуктов. Можно ожидать, что она предпримет ответные меры в отношении поставок украинской продукции в Беларусь. Не исключено также, что защитные шаги будут предприняты в рамках Таможенного союза.

Татьяна Маненок, эксперт энергетического рынка (постоянный автор издания "Белорусы и рынок", эксперт белорусской службы "Радио Свобода", интернет-издания "Белорусские новости")