UA

Экономика креатива. Почему Украина не зарабатывает на ремесле

15.03.2018, 08:54

Пока Украина медлит, Великобритания зарабатывает миллиарды. Как ремесленники могут стать двигателем креативной экономики

Что общего у IТ с традиционными украинскими ремеслами? И то и другое - составляющие креативной экономики, которая по всему миру демонстрирует огромные темпы роста, опережая традиционную промышленность. Украина занимает стабильные позиции в IТ-секторе и претендует на лидерство в крафтовом производстве. Как часто бывает, происходит это не благодаря, а вопреки. Ведь правила игры для отечественного хендмейдера непростые, а иногда еще и создают дополнительные препятствия для достижения успеха.

При всем этом на торговой интернет-площадке Etsy украинцы держат уверенное четвертое место среди других европейских стран. Впереди нас - Франция и Великобритания. А ведь Туманный Альбион ежегодно получает с креативной экономики десяток миллиардов фунтов стерлингов. Справедливости ради стоит сказать, что к этому направлению относят и кинопроизводство, и телевизионный продакшен. Однако вернемся к ремесленникам.

Доля украинских хендмейд-товаров на том же сервисе Etsy, который специализируется на продаже авторских изделий разнообразного направления, достигает 9% от общего предложения. Больше всего здесь интересуются украшениями, игрушками, товарами широкого потребления. Вдвое меньшие объемы предложения у России - она на девятом месте в общеевропейском зачете. Казалось бы, все хорошо. Но на этом, собственно, позитив и заканчивается.


Достижения украинцев можно объяснить прежде всего их изобретательностью и мобильностью: как оптимизировать плату за пересылку, как получить деньги из-за рубежа, как быть конкурентным и еще много других "как", которые решаются за счет интуиции и настойчивости, а не четких алгоритмов. Время от времени ремесленники напрягаются, ожидая удара от очередных таможенных нововведений и боясь, чтобы их случайно не задело. Или от действий налоговой, потому что мастера бы и не против учитываться (часть ремесленников работают как ФОПы), но тут возникает вопрос: где разница между ремеслом, авторской вещью и изделием из полноценного промышленного мебельного цеха? Где различия между мастером деревянных игрушек и игрушечной фабрикой? С какого объема выработки собственных принтов на футболках и их нанесение перестают быть искусством и становятся массовым производством? И так далее.

В стране есть закон о народных художественных промыслах. Он принят в 2001 году, последний раз изменения вносились в него в 2012-м. Стоит ли говорить о том, как с тех пор изменились рынок и структура предложения? Вне его действия оказалось большое количество людей, которые работают с традиционными мотивами, но по формальным признакам их нельзя назвать ремесленниками.

Возникает вопрос: кто тогда хендмейдер? Должен ли он иметь другие права, чем ремесленник, если работает с теми же материалами, но за пределами традиционных форм? Вряд ли государство сегодня знает ориентировочную цифру ремесленников и крафтеров, которые работают в этой сфере и приносят кроме налогов еще и имиджевую составляющую. Большинство исследований сферы фрагментарные или приблизительные. Да и что говорить, когда основным полем исследования выступают различные сайты по продаже (именно на них мы ссылаемся в исследовании, их же встречаем в других материалах), но не творческие союзы разного направления.

Собственно, закон, как общественное согласие, востребован и работает только в том случае, когда есть группа людей, заинтересованная в таких механизмах регулирования. На сегодня сообщество рассредоточено и поделено. Традиционные общины придерживаются преимущественно консервативных подходов в рамках хотя бы номинальной законодательной базы. Молодые авторы находятся в постоянном поиске средств выражения, экспериментируют с подачей и материалами и не склонны объединяться в какие-либо сообщества. Их статус нигде не определен, части профессий нет в классификаторе. Эта обособленность следует из того, что в стране не сформировано отношение со стороны общества к ремесленничеству и крафту, как к самостоятельным составляющим экономики, и к самому процессу, как к полноценному заработку, а не хобби или способу интересно и с пользой провести свободное время.


Наши исследования показали, что у ремесленничества есть колоссальные перспективы стать направлением для самозанятости населения. Как следствие, родился трансграничный проект "Craft It! Научись и сделай", который реализуется на территории Полесья - в Украине и Беларуси. Целевой аудиторией избраны, с одной стороны, начинающие и именитые мастера, а с другой - учащаяся молодежь, перспективные ученики, которые еще определяются в своем дальнейшем профессиональном пути. Третья группа - люди уязвимых категорий: пенсионеры, люди с инвалидностью. Это не означает, что человек всю свою жизнь будет исключительно ремесленником, хотя это вероятный и очень неплохой сценарий. Но для того чтобы удержать людей в отрасли, надо предложить прозрачные и понятные правила игры. То есть выписать законодательно права и механизмы взаимодействия с заказчиками и различными госструктурами. А сегодня Украина отстает по представительству на том же Ebay, поскольку банковская система страны закрыта для PayPal, которым пользуется весь мир и та же Россия. 

Несмотря на то что люди понемногу осваивают торговые площадки в интернете, немало мастеров сдают свои изделия посредникам, которые уже выставляют их на продажу. Таким образом, половину, а то и две трети денег, вырученных от продажи, забирает себе оптовик. Многие мастера не верят в то, что они делают что-то действительно стоящее и что это нужно людям. Вместо того чтобы развиваться, отрасль пребывает в упадке, мы теряем уникальные техники просто потому, что не можем ими заинтересовать и показать их колоссальную прибыльность.

Это абсолютно прагматичный подход - через какую-то элементарную деревянную подставку на Amazon стоимостью $30-50 стимулировать сохранение, как это ни пафосно звучит, традиционной украинской культуры. Ведь если эта вещь стоит столько, то что-то действительно оригинальное и самобытное способно заинтересовать ценителей. Аутентичность сегодня не на пике популярности - каждый ищет индивидуальное, необычное, сделанное "с душой".

Антон Плаксун, 
руководитель Украинского центра общественных инициатив Світло, эксперт проекта Craft It! 

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Статьи, публикуемые в разделе "Мнения", отражают точку зрения автора и могут не совпадать с позицией редакции LIGA.net
Вакансии
Больше вакансий
Project Manager (впровадження CRM)
Киев Група компаній ЛІГА
Редактор стрічки новин
Киев Медіа холдинг Ligamedia
Head of PR
Киев Група компаній "ЛІГА"
Разместить вакансию

Комментарии

Последние новости
Популярное