Президент Петр Порошенко 27 августа своими указами ликвидировал сразу два центральных органа власти - Национальную комиссию госрегулирования энергетики (НКРЭ) и Нацкомиссию регулирования коммунальных услуг (НКРКУ).

Вместо них создана одна - Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая по идее должна объединить функции прежних регуляторов. Журналисты и отраслевые эксперты сразу кинулись обсуждать состав новой комиссии - и, как оказалось, не зря. Из семи ее членов только два оказались людьми более-менее известными в сфере госрегулирования природных монополий. Остальные члены комиссии не известны на энергетическом рынке.

Но за этими обсуждениями были потеряны очень важные детали, которые кроются в решениях президента. Точнее, детали, которых в этих решениях как раз нет, хотя они должны быть.

Дело в том, что принятые указы президента о ликвидации НКРЭ и НКРКУ не содержат положений о правопреемнике или норм, которые бы обеспечивали непрерывность механизмов госрегулирования. Если говорить простыми словами, то новая комиссия не является правопреемником НКРЭ и НКРКУ. То есть, согласно Гражданскому и Хозяйственному кодексам Украины, права и обязанности ликвидированных органов власти никому так и не были переданы.

Речь идет об огромных рынках и тысячах компаний, о лицензиях для всех поставщиков газа и электроэнергии, обо всех коммунальных предприятиях и, конечно, о тарифах, которые были утверждены НКРЭ и НКРКУ и действуют до окончания установленных сроков.

Поскольку новая комиссия не является юридически легальным правопреемником, это означает, что она не сможет регулировать деятельность компаний на энергетическом рынке и рынке предоставления коммунальных услуг в части тех решений, которые были приняты ликвидированными НКРЭ и НКРКУ.

Поскольку нарушается принцип непрерывности госрегулирования природных монополий, то получение новых лицензий и переоформление действующих на этот срок будет просто-напросто заморожено"

Согласно указам президента ликвидация комиссий будет длиться три месяца, но, учитывая наши реалии, можно спрогнозировать, что новая Нацкомиссия сможет заработать не ранее 2015 года.

Поскольку нарушается принцип непрерывности госрегулирования природных монополий, то получение новых лицензий и переоформление действующих на этот срок будет просто-напросто заморожено.

В связи с этим создается угроза срыва процесса определения экономически обоснованных тарифов для централизованного отопления и централизованных поставок горячей воды. Это приведет к тому, что предприятия коммунальной теплоэнергетики не смогут своевременно рассчитаться с НАК Нафтогаз Украины, чем усугубится и без того крайне тяжелый будущий отопительный сезон.

Не говоря уже о том, что прекратится рассмотрение и утверждение инвестиционных программ для предприятий и проектов, основная масса которых направлена на сокращение потребления природного газа.

Ликвидируемые регуляторы принимают участие в кредитных программах в качестве третьей стороны с привлечением инвестиций международных финансовых учреждений. Теперь все действующие международные кредитные договоры, в том числе с ЕБРР и ЕИБ, потребуют внесения изменений.

Проблем было бы меньше, если бы в указах были формулировки, что НКРЭ и НКРКУ реорганизуются путем объединения, а новая Комиссия является их правопреемником. Но, судя по всему, у нынешней власти было слишком большое желание избавиться от одиозных персонажей в НКРЭ и НКРКУ времен Януковича - Азарова, поэтому структуры ликвидировали под корень.

Ольга Кошарная, директор по вопросам информации и связям с общественностью Ассоциации "Украинский ядерный форум"