Нафтогазу необходимо первым подать иск в Арбитражный институт Торговой палаты  Стокгольма по поводу газовых претензий Газпрома на $7 млрд.

Госхолдинг может избрать одну из двух стратегий поведения: либо первым обжаловать в арбитраже положение контракта "бери или плати", что предпочтительнее, либо, дождавшись иска Газпрома, подать встречный иск о признании недействительным указанного пункта.

С учетом сложившейся практики, первая стратегия является более выигрышной и будет воспринята как полная уверенность украинской компании в своей позиции. Подача же встречного иска может рассматриваться как попытка избежать выплат по договору. Это чисто психологический аспект, и сложно оценить степень его влияние на арбитров. Но влияние, несомненно, будет.

Кроме того можно вспомнить позитивную практику по искам европейских газовых компаний против Газпрома. В частности, решение Арбитражного суда Вены в пользу чешского подразделения немецкого концерна RWE против Газпрома. Оно, хотя и не является обязательным прецедентом для Стокгольмского трибунала, но обязательно должно быть использовано как аргумент в пользу украинской стороны.

В целом, с учетом решений в пользу европейских компаний, Украина имеет достаточно высокие шансы выиграть данный спор.

Украина, Россия и Швеция ратифицировали положения Нью-Йоркской конвенции 1958 года: решения арбитражных судов подлежат исполнению на территории данных государств. Однако, при необходимости Украина может существенно затруднить исполнение решений на своей территории 

Для этого юристы должны детально проанализировать положения шведского, российского и украинского права и правильно выстроить свою позицию. Несмотря на то, что в данной ситуации применению подлежит шведское право, обе компании действуют согласно внутреннему национальному законодательству, и положения российского и украинского права также будут выясняться арбитрами. 

Украина, Россия и Швеция ратифицировали положения Нью-Йоркской конвенции 1958 года, в соответствии с которой решения арбитражных судов подлежат исполнению на территории данных государств. Однако при необходимости Украина может существенно затруднить исполнение решений на своей территории.

Яркий пример - ситуация с неисполнением решения Стокгольмского арбитража в пользу кипрской компании TMR против Фонда госимущества (на основании которого были арестованы самолеты АНТК им. Антонова в Канаде и Бельгии в начале 2000-х годов). Апелляционный суд  Киева тогда отказал в принудительном исполнении данного решения, в том числе как противоречащего публичному порядку Украины. 

Учитывая, что основные активы Нафтогаза находятся в Украине, Нафтогаз - государственная компания, а вопрос исполнения решения трибунала будет рассматриваться государственными судами, исполнение решения Стокгольмского арбитража может быть затруднено. Исходя из названного набора факторов, стороны будут, скорее всего, договариваться за столом переговоров, причем на уровне глав государств или глав правительств.