В конце июля Мининфраструктуры заявило о намерении увеличить число аэропортов в Украине вдвое - до двадцати. Ранее, в марте текущего года, Кабмин обнародовал госпрограмму развития аэропортов до 2023 года. Правительство планирует кардинальную модернизацию авиационной инфраструктуры. Заявленная цель - увеличение пассажиропотока и повышение транзитного потенциала Украины. Потребность в ресурсах оценивается в 8,7 млрд грн, из них 1,2 млрд грн, как ожидается, профинансируют за счет средств частных инвесторов. Анатолий Амелин рассуждает, кто выступит потенциальным инвестором аэропортов и чем Украине может пригодиться опыт Турции. 

Что такое аэропорт? Во-первых, это взлетно-посадочные полосы (ВПП), во-вторых - пассажирские/грузовые терминалы. Если ВПП представляют собой стратегически важные объекты и, согласно законодательству Украины, должны находиться исключительно в собственности государства, то терминалы как раз могут быть переданы в частные руки в рамках различных форм государственно-частного партнерства (ГЧП).

Мировая практика знает массу примеров реализации успешных кейсов в сфере авиационной инфраструктуры с привлечением частного капитала. За последние 10 лет подобные инвестиционные проекты были реализованы более чем в 30 странах, в том числе в Турции, Бразилии, Индии, Чили, Китае и других. Общий объем инвестиций превысил $90 млрд.

Наиболее яркий пример - Турция, которая превратилась в авиахаб регионального уровня, представляя 12 успешных проектов общей стоимостью $44 млрд. Как правило, в Турции используется модель концессионных соглашений BOT (Build - Operate - Transfer, или "строительство - управление - передача"). Такая модель предусматривает, что концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию в течение установленного срока, после чего объект передается государству. В рамках такого концессионного соглашения, в частности, был реализован инвестпроект в Стамбульском аэропорту им. Ататюрка.

В 1997 году международный терминал аэропорта был передан турецкой компании (отечественному инвестору) TAV Airports на три года и восемь месяцев, а в 2001 году контракт был продлен еще на 13,5 месяца. В 2005 году TAV Airports выиграл концессионное соглашение на эксплуатацию аэропорта в течение 15,5 лет в рамках соглашения о долгосрочной аренде. Объем вложенных инвестиций, по данным Всемирного банка, составил $2,5 млрд. Сегодня аэропорт Ататюрка входит в тройку европейских лидеров по объему пассажиропотока. В 2014 году его пассажирооборот превысил 56 млн человек.

Другой не менее известный аэропорт Турции им. Сабихи Гёкчен в 1 квартале 2016 года был лидером Европы по росту пассажиропотока. Контракт на модернизацию аэропорта в 2007 году получили компании Turkish conglomerate Limak, India's GMR group и Malaysia Airport Holding Berhad.

Новый аэропорт Стамбула (New International Airport), открытие которого запланировано на 2018 год, станет крупнейшим в мире. Его пропускная способность оценивается в 150 млн пассажиров в год. Тендер на строительство аэропорта в 2013 году выиграл консорциум компаний Cengiz-Kolin-Limak-Mapa-Каlyon. Срок контракта - 17 лет. Объем инвестиций в строительство составил $35,6 млрд, в том числе комиссия за концессию, выплаченная государству, - $29,1 млрд (данные Worl Bank).

В целом с 2002 года количество аэропортов в Турции возросло более чем в 2 раза - до 55, на протяжении 2004-2015 годов пассажиропоток через турецкие аэропорты демонстрировал рост: 24% в год на внутренних направлениях и 11% на международных. Число пассажиров в 2015 году достигло 180 млн человек. Результат - развитие сопутствующей авиационной инфраструктуры, создание новых рабочих мест, ежегодный доход отрасли коммерческих воздушных перевозок около $24 млрд в год. Для сравнения - пассажиропоток в украинских аэропортах в прошлом году составил 10,7 млн человек, а чистый доход крупнейшего отечественного аэропорта Борисполь в 2015 году - всего $100 млн.

Украина опыта частного финансирования подобных проектов не имела в принципе - и не только по причине несовершенства законодательства, но и ввиду отсутствия дешевых длинных ресурсов.

Но сегодня у нас есть реальная возможность повторить путь Турции и стать новым европейским авиахабом в перспективе ближайших 5-10 лет. Ключевую роль в этом процессе должно сыграть развитие авиации и транспортной инфраструктуры в формате государственно-частного партнерства. То есть государство должно взять на себя обязательства по финансированию модернизации и реконструкции ВПП, в то время как средства частного инвестора будут направлены на строительство и обновление терминалов.

Обязательства государства, а вернее, их выполнение, - самый сложный этап в реализации проекта ГЧП. Но только это и есть реальная возможность реформирования отрасли для достижения запланированных кабминовской программой развития аэропортов целей, в том числе двукратное увеличение пассажиропотока и пропускной способности украинских аэропортов к 2023 году, развитие конкуренции и снижение стоимости перевозок, повышение качества услуг, которое будет соответствовать международным нормам.

Кроме того, развитие сектора авиационных перевозок даст колоссальный эффект для экономики в целом. Это дополнительные инвестиции, новые рабочие места, рост доходов и качества жизни населения.

Автор: Анатолий Амелин, директор экономических программ Украинского института будущего, глава Комитета по государственно-частному партнерству ФРТУ