Зимой 2013 года я случайно создал движение "Я ненавижу Укравтодор", быстро ставшее популярным. Его заметил даже гений экономической мысли, а тогда еще и премьер-министр Николай Азаров. Он прокомментировал, что ненавидеть - нехорошо и что для приведения украинских дорог в порядок нужно около 500 млрд грн, что больше годового госбюджета.

Затем дорогами решил заняться еще один гений государственного менеджмента - Александр Вилкул, тогдашний вице-премьер, отвечавший за инфраструктуру. Господин Вилкул, наверное, заказал какому-то забулдыге консультанту написание концепции развития дорог.  Ошибка Вилкула состояла в том, что он не удосужился проверить тот бред, который ему написали.

Не буду мучить вас подробностями. Вкратце - Вилкул накатал концепцию на шесть лет вперед. И легонько так вписал туда цифру 264,55 млрд грн - на ремонт и строительство дорог. Знаки после запятой, как нетрудно догадаться, - это для серьезности. Вилкул вообще очень серьезный человек. Даже глупости говорит с умным видом. В общем, насчитал он по 40 млрд в год. А было у него всего 17, да и те уходили в землю и по нужным карманам. Ему даже Минфин сказал: оптимист ты наш, откуда деньги-то брать? Да что там - сам Азаров икнул, узнав, что его шутку про 500 млрд Вилкул принял за чистую монету.

Вкратце - Вилкул накатал концепцию на шесть лет вперед. И легонько так вписал туда цифру 264,55 млрд грн - на ремонт и строительство дорог. Знаки после запятой, как нетрудно догадаться, - это для серьезности.

Затем народ вышвырнул из страны Януковича, и Вилкул остался без портфеля. Покинул нас и тогдашний шеф Укравтодора Евгений Прусенко - человек, утверждавший в присутствии западных экспертов, что качество дорожной инфраструктуры от коррупции не зависит. В общем, почти признался джентльмен, что нечист на руку, но за руку эту его еще никто не поймал, так что на нет и суда нет.

На место Прусенко пришел Александр Малин. К дорогам он имел косвенное отношение, но понимал в финансах и дружил с новым премьер-министром Арсением Яценюком. Так вот Малин откровенно заявил, что денег на дороги нет, что даже ремонта в этом году не будет. Он сознался, что не существует методики оценки затрат на ямочный ремонт, потому что невозможно посчитать ямки. А вот Прусенко с Вилкулом смогли - насчитали миллион квадратных метров ям и освоили деньги на их ремонт. Малин, по его признанию, пришел, чтобы реструктурировать долги Укравтодора - более 28 млрд грн. И грозился перевести ГП "Автодороги Украины" на оплату по факту выполненных работ. Нет работы - нет зарплаты. А то сейчас 30 000 дармоедов сотрудников этого ГП не делают ничего, потому что на дороги нет денег. Но зарплату они требуют и, как ни странно, даже получают.

Но хорошая идея так и осталась идеей: Яценюк внезапно отправил Малина работать в Мининфраструктуры. А в Укравтодор пришел новый начальник - Сергей Подгайный.

На днях этот новый начальник провел первую пресс-конференцию. Ему, видимо, не рассказали, что уже все отсмеялись над Вилкулом с Азаровым и Прусенко, поэтому он на полном серьезе заявил: "Для того щоб існуючу дорожню мережу України привести у належний експлуатаційний стан, необхідні проведення реформування дорожнього господарства, 15 років і ритмічне фінансування в обсязі 30-40 млрд грн на рік".

Ну разве это не мило? Сергей Подгайный не знает, что денег нет, и решил, что если долго о них говорить, то они обязательно появятся. Или что его тоже назначат в Мининфраструктуры. Или что он когда-нибудь будет выступать у самого Савика Шустера, как Вилкул.

Подгайный ничего не сказал о коррупции в Укравтодоре, не предложил, как с ней бороться, ни словом не обмолвился, откуда собирается брать деньги, забыл убежденно заявить, что за такой ремонт и такое строительство дорог, как сейчас, надо пороть. Он просто хочет денег"

"Сучасне ж зростання кількості автотранспорту та його вантажопідйомності потребують використання інших технологій і матеріалів, що значно збільшать міцність і несучу спроможність доріг", - продолжает вещать Подгайный, и у нас слезы наворачиваются от того, что ну хоть кто-то наконец-то это понял.

Еще он сообщил, что скоро в управлении Укравтодора останется всего 35 000 км дорог, остальные 125 000 км станут головной болью местных властей. А вот Вилкул хотел спихнуть с себя только треть дорог из 160 000 км.

Подгайный убежден (убежден, а не просто так!), что: "…за умови ритмічного фінансування в обсязі 30-40 млрд грн на рік повністю оновити зазначену дорожню мережу можливо вже за 15 років".

В общем, ему хочется чего-то ритмичного. И денег. И побольше.

Так к чему я ерничаю? А к тому, что Подгайный ничего не сказал о коррупции в Укравтодоре, не предложил, как с ней бороться, ни словом не обмолвился, откуда собирается брать деньги, забыл убежденно заявить, что за такой ремонт и такое строительство дорог, как сейчас, надо пороть. Он просто хочет денег.

А потому и его тоже нужно уволить, и поскорее, а на его место найти, наконец, людей, которые будут реформировать дорожную отрасль, а не просить денег. А если таких нет, то следует вернуть Вилкула, чтобы было смешно, как раньше.

 Андрей Черников , независимый журналист