В мае станет известно, какая именно компания будет обеспечивать Украину альтернативным газом. Госгеослужба обещает объявить 23 мая победителя конкурса на разработку двух месторождений сланцевого газа: на Олесской (Львовская и Ивано-Франковская обл.) и Юзовской (Харьковская и Донецкая обл.) площадках.

Несмотря на радужные перспективы украинского рынка природного газа, есть ряд причин, сдерживающих инвесторов от многомиллионых вложений в украинские месторождения. Во-первых, государственные инициативы часто носят нестабильный характер. Во-вторых, этот сектор остается одним из немногих, где сохраняется жесткая монополия государства - более 90% рынка контролируют чиновники. Добывающие компании готовы на свой страх и риск инвестировать миллиарды долларов в добычу сланцевого газа в Украине, несмотря на экспериментальный характер этой добычи. Поэтому перед Кабмином стоит непростая задача - обеспечить максимальную открытость и прозрачность проведения конкурса.

Добывающие компании готовы на свой страх и риск инвестировать миллиарды долларов в добычу сланцевого газа в Украине, несмотря на экспериментальный характер этой добычи. Перед Кабмином стоит непростая задача -  обеспечить максимальную открытость и прозрачность проведения конкурса

Сланцевый газ уже более года является топ-темой обсуждения в кругах энергетиков по всему миру. В основном, интерес к данному виду ресурсов подогревается успехом США. Но, к сожалению, сланцевый газ в Украине - это отдаленная перспектива. За период существования независимого государства геологоразведка не была проведена, поэтому даже прогнозируемый объем определить довольно сложно. По оценкам Госгеонедр, прогнозные ресурсы (пока речь идет только о них) Олесской площади составляют около 2,5 трлн. кубометров газа, Юзовской - до 10 трлн. кубометров.

Американские геологи считают, что примененная в США технология, возможно, не подходит для украинских условий. Тем не менее, западные компании, в том числе американские, проявляют интерес к залежам сланцев. Эти компании можно смело назвать мировыми гигантами добывающей отрасли: Chevron и ЕNI (претендуют на Олесскую площадку), Exxon Mobil, Shell и TНК-BP (Юзовская площадка).

В сентябре 2011 года Нафтогаз Украины подписал предварительное соглашение по разработке и добыче сланцевого газа с ExxonMobil. Кроме того, был подписан договор об инвестициях между ДК "Укргаздобыча" и Shell Exploration and Production Ukraine, которым предусматривается финансирование проектов по добыче сланцевого газа в объеме до $600 млн. О намерении инвестировать в разведку сланцевого газа $55 млн в 2012-2015 годах ранее заявляла и итальянская ЕNI.

Что касается самой технологий добычи сланцевого газа, здесь ключевую роль играют три составляющие: сейсморазведка, горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта. Специфика добычи углеводородов (как из традиционных, так и из нетрадиционных источников) такова, что основные работы выполняют не собственно нефтегазовыми компаниями, а привлеченные подрядчики - сервисные компании. Т.е. у разных компаний может быть один подрядчик на бурение, который и обладает необходимой технологией. В Киеве уже имеют свои представительства Schlumberger и Halliburton. Некоторые из сервисных компаний заключили договора о партнерстве как с Госгеонедрами, так и с НАК "Нафтогаз Украины".

Условия проведения конкурса на добычу сланцевого газа предусматривают заключение соглашения о разделе продукции (СРП) с компанией-победителем на 50 лет. К сожалению, история Vanco, где партнером выступал Кабмин, стала отрицательным сигналом для многих инвесторов. Теперь же, благодаря принятым изменениям в Закон "О соглашениях о разделе продукции", инвестор может разделить свои производственные работы с государственной компанией. Кроме того, отменена необходимость создания юрлица - совместного предприятия. Также снято ограничение с 30 участков недр для разработки этих месторождений по системе СРП. Перечень этих участков существовал с 2006 года, однако вместо разработки месторождения оставались на бумаге.

Закон о СРП имеет ряд преимуществ для инвесторов. Во-первых, отсутствуют ограничения величины разрабатываемого участка, тогда как по Закону "О нефти и газе" - 500 кв. км на суше и 1000 кв. км на шельфе. Во-вторых, СРП предусматривает получение комплексной лицензии - на поисково-разведочные работы с последующей промышленной разработкой, причем на срок до 50 лет с возможной пролонгацией.

Объем компенсационной продукции, получаемой инвестором по СРП, может достигать 70% общего объема добытых углеводородов. Предусматривается также индексация временно невозмещенных затрат, в первую очередь капитальных, что очень важно для долгосрочных проектов. Затраты на бурение (на которые в добыче сланцевого газа приходится основная доля) при обычной лицензионной деятельности амортизируются за 10-12 лет, тогда как при СРП - за 1-2 года.
Если на одном участке обнаруживается несколько месторождений, они рассматриваются как единый объект налогообложения. При ввозе оборудования инвестор освобождается от импортной пошлины и НДС. Кроме того, инвестор может экспортировать добытые углеводороды без уплаты экспортной пошлины.

Сегодня четко просматривается желание государства начать добычу сланцевого газа. Эту инициативу поддерживают и сами инвесторы. По предварительным прогнозам Госгеослужбы, первый промышленный сланцевый газ Украина должна получить уже к 2015 году, а к 2020 году довести ежегодный уровень добычи этого ресурса до 4-5 млрд куб м. Более реальной такая перспектива может стать не ранее чем через 7 лет после заключения договоров СРП с победителями конкурса. Если он пройдет открыто и прозрачно, как было заявлено.

Роман Сторожев, президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины"