Культура электронных госзакупок в Украине только зарождается, поэтому важно поучиться на чужом опыте. У России такой опыт уже есть. Вступивший в силу семь лет назад Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" имеет много общего с Законом Украины "Об осуществлении государственных закупок".

В числе сходств - аудитория, на которую эти законы распространяются. В основном это муниципальные и бюджетные учреждения, которые обязали закупаться на аккредитованных государством электронных торговых площадках (ЭТП), используя электронный аукцион. В России таких площадок пять, в Украине с 1 января 2013 года появится не менее трех подобных ЭТП. Список претендентов на аккредитацию еще не озвучен, известно лишь, что победителей определит конкурс. Напомню, электронный аукцион предусматривает проведение открытых торгов в форме аукциона, по методу снижения цены договора (лота). Проведение онлайн-аукциона обеспечивается оператором электронной площадки на интернет-сайте с использованием цифровой подписи.

Согласно изменениям в базовый закон (речь идет о Законе Украины "О внесении изменений в Закон Украины "Об осуществлении государственных закупок" относительно внедрения процедуры электронного реверсивного аукциона" N4917-VI от 07.06.2012, - ред), госзакупки будут проводиться в электронном виде лишь с 2013 года. Это более подходящий момент для реализации идеи, чем в случае с Россией. Украине как минимум не грозит проблема недостаточной интернетизации, с которой Россия столкнулась в 2006 году.

Кроме того, на старте программы в РФ не удалось избежать технических проблем. Мало того, что некомпетентным в электронных торгах муниципалам и бюджетникам необходимо было срочно перестроить свою работу, чтобы не "попасть" на ощутимые штрафы. Официальный сайт, на котором должна была публиковаться информация о госконтрактах, не выдержал наплыва госзаказчиков. Резкий наплыв пользователей на новые ЭТП грозит техническими проблемами и Украине.  

Некомпетентным в электронных торгах муниципалам и бюджетникам нужно было срочно перестроить свою работу, чтобы не "попасть" на штрафы. А официальный сайт, на котором должна была публиковаться информация о госконтрактах, не выдержал наплыва госзаказчиков

Какой урок можно вынести из российского опыта внедрения электронных закупок? Несомненно, серьезнее стоило подойти к обучению представителей госпредприятий основам электронных торгов. Обучить этому непросто, поэтому я бы предложил Украине создать некую специализированную структуру, которая бы организовывала муниципалам и бюджетникам закупки "под ключ". Вопрос наказаний за нарушение закона тоже не следует ставить так остро, по крайней мере, на первых порах действия закона (документом вводятся штрафы в размере от 100 до 1000 необлагаемых налогом минимумов, - ред.).

Хотелось бы, чтобы Украина максимально тщательно подошла к формированию затрат на подготовку инфраструктуры для электронных госзакупок, избегая завышенных цен, с которыми столкнулась в свое время Россия. Нам это обошлось в несколько миллиардов рублей или более 300 млн.грн. В российский список затрат вошли: разработка электронного реестра госконтрактов; официальный сайт, где размещается информация о всех проводимых торгах; разработка реестра недобросовестных поставщиков; обучение сотрудников предприятий, попадающих под закон о "госзакупках"; постоянная поддержка информационных ресурсов и аппаратно-программного комплекса всех систем. Кроме того, немало средств ушло на внедрение программных продуктов, которые так и не были введены в эксплуатацию.

Во сколько электронные госзакупки обойдутся Украине? Уверен, затраты будут сравнимы с российскими с точностью до порядка. Кстати, в отличие от России, где для госзакупок аккредитовано 5 коммерческих ЭТП, в Украине скорее всего одна из площадок, которых, как я отмечал ранее, будет не менее трех, будет принадлежать государству. Вероятно, эта электронная площадка сейчас находится в активной разработке. А это - дополнительные затраты в размере от 3 млн.грн. плюс стоимость владения. Понятно, что государственные площадки будут существовать в основном за счет бюджета, а насколько будут рентабельны остальные? 

Подготовка инфраструктуры для электронных госзакупок обошлась России в несколько миллиардов рублей или более 300 млн.грн. Уверен, в Украине затраты будут сравнимы с российскими с точностью до порядка

Во всех случаях схема получения прибыли для владельцев электронных площадок схожа, их возможность заработать напрямую зависит от объема проводимых торгов. Первым источником доходов, в виде временного использования средств обеспечения участия в торгах, владельцы ЭТП могут воспользоваться практически сразу после запуска площадки. Напомню, для принятия участия в большинстве тендеров потенциальный поставщик должен внести на счет оператора площадки обеспечение предложения конкурсных торгов, которое после объявления результатов торгов будет возвращено всем кроме уклонившихся от заключения договора. Соответственно, площадка располагает значительными средствами, и, чем больше торгов, тем они значительнее. А теперь посчитаем.

За 2011 год на осуществление государственных закупок товаров, работ и услуг в Украине было использовано почти 136 млрд.грн. Предположительно в следующем году на электронные торги по госзакупкам уйдет около 100 млрд.грн. В среднем обеспечение будет находиться на площадке месяц, чаще всего в торгах будет участвовать 3 участника, размер обеспечения - не менее 1%. Получается, что в распоряжении площадок будет 250 млн.грн. постоянно, разместив которые на депозите под 25% годовых площадки заработают более 60 млн.грн.

Вторым, не менее привлекательным источником становится плата за участие в торгах. Например, на площадках по госзакупкам от участников процедуры электронного реверсивного аукциона оператор электронной площадки получает вознаграждение за проведение торгов, которое не может превышать 10 необлагаемых минимумов доходов граждан. А с победителя тендера - вознаграждение не более 50 необлагаемых минимумов.

Как бы то ни было, все электронные торги позволят государству сэкономить бюджетные средства, снизив затраты на госзакупки в среднем от 6% до 25% благодаря конкуренции поставщиков на ЭТП. Так, в России, по итогам размещения государственного заказа за I квартал 2012 года бюджет Ульяновской области сэкономил по различным позициям на 6%, 9,4% и 22,7%. В 2010 году "Ленэнерго" на выполнении работ по реконструкции одного из своих объектов сэкономила 39%. При этом, если компания проводит закупки на значительные суммы, то даже минимальный процент экономии - впечатляющие деньги. А что такое 6% от 100 млрд.грн? На полученные 6 млрд.грн. можно построить, например, 120 детских садов.

Введение электронных торгов будет на руку и отечественным поставщикам, открыв им дорогу к закупкам госов. Отпадет необходимость тратить время, силы и средства на командировки из одного конца Украины в другой - теперь они смогут "торговаться", не отходя от кассы, прямо из рабочего кабинета. В свою очередь, снижение затрат благоприятно отразится и на стоимости будущих контрактов.

К сожалению, с введением электронных госзакупок на 100% решить проблему тендерной коррупции в России не удалось. Но определенные преграды закон поставил, в частности, позволил каждому ознакомиться с деталями любой госзакупки и открыл доступ региональным поставщикам. Но буду реалистом. Даже самые жесткие меры по борьбе с тендерной коррупцией вряд ли ее искоренят полностью. Приняв закон, Украина сделала важный шаг в решении этой задачи.

Михаил Фогилев,
генеральный директор "Фогсофт" Москва, Россия