Если внимательно почитать ежегодные рекомендации и наставления, американской стороны, то можно заметить односторонний подход к оценке ситуации с так называемым интернет-пиратством в Украине.

Ситуация с ресурсом EX.UA, который уже несколько лет упоминается в тексте Списка 301 - очень показательна (в Списке 301 или Special 301 Report, который ежегодно готовит Управление торгового представителя США, USTR, говорится о барьерах, которые существуют для американских компаний за рубежом в сфере интеллектуальной собственности - авторского права, патентов, торговых марок, - ред.). Претензии к ресурсу предъявляют компании, которые не представлены в Украине или к правам и полномочиям которых есть очень много вопросов и замечаний.

Стоит отметить, что с большинством украинских правообладателей EX.UA заключил договора, уже ведется сотрудничество. Еще в декабре 2011 года торговому представителю посольства США и некоторым профильным организациям была подготовлена и направлена аналитическая записка, в которой был дан анализ существующих проблем в сфере авторского права в Украине и в сети Интернет. Одним из авторов записки был представитель администрации файлообменного ресурса EX.UA Юрис Писковой. Но, видимо, чиновники в американском посольстве плохо работают и не читают всю корреспонденцию либо же принимают к рассмотрению только ту информацию, которую можно использовать против украинских компаний и ресурсов. 

Вопрос о том, откуда берут информацию для своего анализа американцы и кто готовит материалы для анализа на украинской территории, остается открытым. Мы таких организаций или представителей не нашли. Посудите сами: как можно знать, что происходит на ресурсе EX.UA, если ресурс, по сути, открыт только для пользователей украинского сегмента сети Интернет? Поэтому все претензии торгового представителя США Рона Кирка, разных IIPA с USTR и их "взвешенные оценки" вызывают большие сомнения.
Предположение, что все это является частью плана по зачистке рынка под какой-то западный проект, скорее всего отвечает действительности
Предположение, что все это является частью плана по зачистке рынка под какой-то западный проект, скорее всего отвечает действительности. Возможно, это действительно связано с появлением в Украине iTunes Store или нужно ожидать появление чего-либо похожего. Не забывайте, в Украине более 15 миллионов пользователей сети Интернет, а это - огромный рынок для продажи контента.

Хочу добавить, что так называемое закрытие ресурса EX.UA в начале этого года происходило без решения суда, а возобновление работы стало результатом соблюдения норм закона и права. Поэтому рассуждения зарубежного чиновника о правильности или неправильности тех или иных судебных решений украинских судов считаю неэтичными. Если что-либо не нравится - пускай приезжает в Украину и доказывает свою точку зрения в установленном законом порядке. Смотрите также: Инфографика: Путешествие серверов. Хроника уголовного преследования EX.UA

Все больше экспертов и политиков критикуют ежегодные доклады торгового представителя и Список 301 за отсутствие фактажа и за то, что он в основном создается в угоду крупным медиа-корпорациям. Реальные потери правообладателей гораздо меньше заявляемых, но ими прикрываются экономические и политические интересы. Уместным считаю привести мнение профессора юриспруденции университета Оттавы Майкла Гейста об отчете по Списку 301 за прошлый год: "Отчет не только грешит отсутствием объективного анализа, он еще и нацелен на беднейшие страны мира, при этом не приводя примеров нарушений в законодательной сфере, и выступает против любой страны, которая осмелится выразить иной взгляд на проблемы защиты интеллектуальной собственности".

Николай Сосновский,
директор Всеукраинской лиги авторов