Недавние вспышки массовых заболеваний, таких как Эбола и Зика, продемонстрировали необходимость предвидеть пандемии и предотвращать их вспышки. Но разнообразие, устойчивость и способность быстрого распространения этих смертельных заболеваний также наглядно свидетельствуют, насколько сложными являются их сдерживание и профилактика.

Одна из проблем при подготовке к борьбе с этими болезнями - высокая связность современного мира. Именно благодаря легкости передвижения между странами в последние годы вирусы Денге, Чикунгунья и Зика смогли быстро переместиться с востока на запад, вызвав массовые вспышки болезней в Северной и Южной Америке и в Карибском бассейне. Другая проблема, более прозаическая - неспособность договориться о финансовых ресурсах. Но каковы бы ни были причины, до тех пор, пока люди не смогут организовать коллективную и всеобъемлющую защиту, инфекционные заболевания будут продолжать вызывать хаос с катастрофическими последствиями.

Создание эффективной стратегии предотвращения и сдерживания этих заболеваний - при наличии полной биологической подготовки - является лучшим способом уменьшения угрозы глобального распространения эпидемий. Такая готовность требует координации действий между медицинскими учреждениями и финансирующими организациями по созданию сетей, позволяющих быстро получить и доставить вакцины и лекарства, а также обеспечить оперативное руководство, ограничивающее распространение заболевания. Проще говоря, подготовка к следующей пандемии означает не только создание глобального потенциала, но и наличие средств для такой деятельности.

Естественные вспышки пандемий происходят регулярно и приносят гораздо больший вред, чем вызывающий массовые страхи "биотерроризм".

По крайней мере, такова концепция. Реальность биологической готовности гораздо сложнее. Во-первых, отсутствие специального финансирования препятствует реализации долгосрочных стратегий предотвращения распространения пандемий во многих странах; в новом докладе Всемирного банка отмечается, что только шесть стран, включая Соединенные Штаты, серьезно восприняли эту угрозу. Между тем, должностные лица в сфере здравоохранения во многих частях мира вынуждены бороться со вспышками заболеваний в условиях нехватки лабораторий и клиник. И многие финансирующие учреждения, в том числе правительства и неправительственные организации (НПО), обычно предлагают финансовые обязательства сроком на один год, что исключает долгосрочное планирование борьбы с такими заболеваниями.

На протяжении многих лет ученые, врачи и представители гражданского общества выражают обеспокоенность в связи с отсутствием надежных, значимых и официально утвержденных инвестиций для обеспечения подготовки по борьбе с пандемиями. Эти призывы воспринимаются, к сожалению, как постоянные запросы на финансы для защиты от биологических атак, сознательно осуществляемых исполнителем-человеком. И хотя целенаправленные и злонамеренные вспышки искусственно вызванных эпидемий могут нанести огромный ущерб, они остаются относительно маловероятными. Естественные вспышки пандемий, напротив, происходят регулярно и приносят гораздо больший вред, хотя у них и нет такого сенсационного "фактора страха", как у термина "биотерроризм".

Не так давно те из нас, кто занимался профилактикой вспышек инфекционных заболеваний, чувствовали себя более защищенными в отношении наличия ресурсов, необходимых для подготовки профилактических мероприятий. Но во многих местах бюджеты на эти цели стагнируют или даже сокращаются. Это удивительно недальновидно, учитывая соотношение затрат на профилактику пандемии с расходами на устранение ее последствий. Например, какие затраты требовались бы для создания клинической и лабораторной инфраструктуры и обеспечения обучения персонала, необходимых для выявления и предотвращения недавней вспышки Эболы в Западной Африке? Точные цифры неизвестны, но я не сомневаюсь, что это было бы намного меньше, чем миллиарды долларов, потраченные на устранение пандемии. Затраты на обеспечение готовности к пандемии оправдываются.

На создание клинической и лабораторной инфраструктуры и обучение персонала, необходимых для выявления и предотвращения вспышки Эболы в Западной Африке, понадобилось бы намного меньше средств, чем миллиарды долларов, потраченные на борьбу с уже начавшейся пандемией.

Вызывает тревогу не только отсутствие финансирования; существуют также ограничения на то, как имеющиеся средства могут быть использованы. Нередко грант ограничивается конкретными видами деятельности, что приводит к серьезным пробелам в способности программы достичь своих целей. Финансирующая сторона может, например, разрешить реконструкцию существующей лаборатории, но не создание новой лаборатории; или средства могут быть выделены на покупку диагностической машины, но не на обучение тех специалистов, которые должны на ней работать. Во многих развивающихся странах даже нет готовых зданий, в которых можно тестировать, контролировать или хранить опасные патогены. Недальновидное финансирование, которое не видит ключевых элементов общей картины существующего положения, - это бездарно потраченные деньги.

Добавьте к этим проблемам трудности с оплатой труда персонала или обеспечением надежного электроснабжения и других необходимых услуг, и становится ясно, что подготовка к вспышкам заболеваний требует тесного взаимодействия международного сообщества по оказанию помощи. Но в настоящее время обременительные правила расходования средств и слабые финансовые обязательства связывают руки тех людей, которые работают над предотвращением очередной вспышки серьезных заболеваний.

Мурал на тему борьбы с Эболой в Либерии (Фото EPA)
Мурал на тему борьбы с Эболой в Либерии (Фото EPA)

Мурал на тему борьбы с Эболой в Либерии (Фото EPA)

Количество препятствий, с которыми сталкиваются ученые и эксперты в области общественного здравоохранения в борьбе со смертельными инфекционными заболеваниями, просто невероятно. Для того чтобы преодолеть их, нам необходимо пересмотреть наши взгляды по готовности к борьбе с пандемиями, переходя от пассивного подхода к упреждающему. Денежные средства, направляемые на цели обеспечения готовности к пандемии, должны выделяться в масштабах, достаточных для обеспечения требуемого результата. Ограничения того, как эти средства можно потратить, должны быть сокращены. Источники финансирования должны быть предназначены для принятия многолетних долгосрочных обязательств. Сотрудники здравоохранения и медицинские работники первой помощи должны проходить необходимое обучение. Такие долгосрочные мероприятия, как создание и подключение систем биологического наблюдения, должны быть расширены и улучшены, чтобы специалисты в области здравоохранения во всем мире могли совместно своевременно отслеживать и информировать общество о заболеваниях людей и животных и вместе планировать защитные меры.

Общественное здравоохранение является важным элементом глобальной безопасности. Неспособность инвестировать необходимые средства в профилактику вспышек инфекционных заболеваний подвергает всех нас риску, независимо от того, когда и где произойдет следующая вспышка массовых заболеваний.

Стивен Дж. Томас
профессор медицины,
декан факультета инфекционных заболеваний в Университете штата Нью-Йорк

Copyright: Project Syndicate, 2017

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.