Сначала о хорошем

14 октября, в последний день своей официальной работы, парламент образца 2012 года принял без преувеличения историческое решение, проголосовав за пакет антикоррупционных законов, а также за спецзакон о прокуратуре.

Так, депутаты поддержали Национальную антикоррупционную стратегию на 2014 - 2017 годы как единую дорожную карту антикоррупционных реформ, осуществляемых разными институтами власти. Интересно, что президент Петр Порошенко не стал дожидаться официального обнародования этого закона, а уже подписал Указ о создании Национального совета по вопросам антикоррупционной политики (фактически, во исполнение Антикоррупционной стратегии).

Также парламентарии приняли законопроект о внесении изменений в законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей. Фактически, этот документ позволяет открыть информацию о том, кто является реальными владельцами украинских предприятий и бизнесов.

Депутатами был поддержан проект закона о предотвращении коррупции, который кроме всего прочего предусматривает создание единой электронной системы деклараций всех госслужащих Украины, регулирует вопросы антикоррупционных ограничений при использовании служебного положения, получение подарков, совместительства, совместной работы близких лиц, вопросы прекращения деятельности в органах власти. Этот же закон предусматривает специальные антикоррупционные инструменты (антикоррупционная экспертиза, специальная антикоррупционная проверка, Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, защиту лиц, уведомляющих о фактах коррупции от незаконного увольнения, перевода, изменения существенных условий трудового договора).

Парламентом был поддержан проект закона о прокуратуре, который следи прочего лишает ее функции общего надзора. Таким образом прокуратура потеряла право вмешиваться в жизнь граждан, оказывать влияние на бизнес. Закон вносит поправки в 51 закон Украины и 10 кодексов, которые сегодня действуют в Украине.

Неделей ранее Верховная Рада приняла законопроект "О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно неотвратимости наказания за отдельные преступления против основ национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления". Этот закон позволит вернуть Украине миллиарды украденных прежней властью и вывезенных за границу средств, а также закончить десятки уголовных дел против Виктора ЯнуковичаСергея Арбузова и так называемой "семьи". По эти делам сейчас арестованы активы на десятки миллиардов гривен, но они не могут быть взысканы в бюджет из-за существующих юридических проволочек.

На этом хорошее заканчивается и начинается украинская реальность.

Дьявол снова а деталях

Наиболее принципиальным законом, принятым парламентом 14 октября, стал закон об Антикоррупционном бюро. Именно вокруг него парламентарии ломали копья и вели жесткие дебаты в течение всего времени рассмотрения законопроекта. И именно финальным содержанием этого закона так недовольны сегодня эксперты и активисты.

По словам председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией Виктора Чумака в ходе подготовки законопроекта о Национальном антикоррупционном бюро ко второму чтению были рассмотрены 176 поправок, из них 52 учтены. По его словам, правки в закон вносились в ночь на 14 октября во время заседания комитета. Неоднозначность этих правок и заставляет экспертов говорить о том, что депутаты вместо создания действительно независимого и сильного антикоррупционного бюро ограничились лишь малоэффективным органом-инвалидом.

В частности, поправка депутата Сергея Власенко создала большие трудности в оперативности деятельности Бюро. Разрешение на проведение выемки документов и других процессуальных действий бюро теперь может получить только на основании решения суда. В предыдущей редакции закона такие действия могли выполняться лишь на основании письменного требования директора бюро или его заместителя, которые согласованы с прокурором.

В соответствии с законом, работники Антикоррупционного бюро должны будут пройти проверку в соответствии с законом об очищении власти (люстрации). Норму об обязательной их проверке на детекторе лжи в последней редакции закона вычеркнули. Такое послабление стоит воспринимать как скорее негативное из-за существующих в обществе завышенных ожиданий относительно чистоты рядов работников бюро. На правке настоял нардеп Ростислав Павленко.

Предельная численность бюро - 700 человек, в том числе не более 200 человек руководящего состава. Бюро охватывает всю территорию Украины и работает через центральный аппарат и территориальные представительства.

Закон предусматривает достаточно сложную процедуру отбора кандидатов - специальная конкурсная комиссия, в которую входят по 3 представителя от президента, Кабмина и Верховной Рады определяет трех кандидатов на пост директора. Из них президент выбирает одного и подает на рассмотрение в Верховную Раду, которая дает согласие президенту на назначение директора. Директором бюро может быть гражданин Украины, имеющий высшее образование, со стажем работы по специальности не менее 10 лет, и опытом работы на руководящих должностях не менее 5-ти. При этом отдельно указано, что директором бюро не может быть человек, входивший в состав руководящих органов политической партии или находившийся в трудовых или иных договорных отношениях с политической партией на протяжении двух лет до подачи заявления на участие в конкурсе. Также не может быть директором кандидат, не прошедший люстрацию.

Текст Директор Антикоррупционного бюро станет зависимым от воли парламентского большинства или политической гегемонии одной партии в Верховной Раде

Директор Национального бюро назначается сроком на семь лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность два срока подряд. Директора бюро освобождает президент Украины при наличии следующих оснований: по собственному желанию, при достижении 65-летнего возраста, по состоянию здоровья, в случае решения суда о его недееспособности или обвинительного приговора суда, потери гражданства Украины. Также директор бюро теряет должность в случае выражения ему недоверия большинством Верховной Рады (226 голосов). Для поднятия этого вопроса нужно собрать не менее 150 депутатских подписей. Такая правка депутата Сергея Пашинского делает директора, а вместе с ним и все бюро, политически зависимыми - не от Банковой, а от воли парламентского большинства или гегемонии одной политической силы в парламенте.

До внесения поправок в закон оклад следователя Антикоррупционного бюро составлял примерно 18 тысяч гривен, а директора Антикоррупционного бюро - 50 минимальных заработных плат (около 60 тысяч гривен в месяц). Но окончательный вариант закона приняли с поправкой депутатов Ростислава Павленко и Сергея Пашинского, исключающей тарифную сетку зарплаты работников бюро. То есть, какие зарплаты будут получать работники Антикоррупционного бюро, сейчас неизвестно. Скорее всего, довольно невысокие. Это поставит под сомнение мотивацию профессиональных людей искать работу в новом антикоррупционном органе.

По закону, Антикоррупционное бюро будет иметь право заводить дела на подозреваемых в коррупции, проводить следственные действия, требовать от правоохранительных органов и органов власти оперативные материалы и уголовные производства, касающиеся уголовных правонарушений, и другую необходимую информацию, в том числе сведения об имуществе, доходах, расходах, обязательствах финансового характера должностных лиц. На основании соответствующего решения суда и письменного требования директора бюро и его заместителя - получать от банков, финансовых и других учреждений, предприятий и организаций независимо от формы собственности информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, соглашениях физических и юридических лиц.

Также бюро имеет право:

- на основании соответствующего решения суда, на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, а также изымать предметы и документы;

- входить беспрепятственно в государственные органы, органы местного самоуправления, воински части и учреждения, пункты пропуска через государственную границу Украины и зоны таможенного контроля;

- при наличии оснований, предусмотренных законом, подавать в суд иски о признании недействительными сделок в порядке, установленном законодательством Украины;

- хранить, носить и применять огнестрельное оружие и специальные средства, а также применять меры физического воздействия;

- выступать как представитель интересов государства при рассмотрении в заграничных юрисдикционных органах дел о розыске, аресте, конфискации и возвращения в Украину соответствующего имущества.

Контроль за Национальным антикоррупционным бюро и соблюдения им законов осуществляет генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры. При Национальном бюро образуется Совет общественного контроля в составе 15 человек, который формируется на основе открытого конкурса.

В целом уже сейчас видно, что все правки, существенно нивелирующие независимость бюро, были внесены двумя депутатами - Сергеем Пашинским (баллотируется от Народного фронта) и Ростиславом Павленко (баллотируется по списку президентского блока). Их правки ликвидируют невозможность трудоустройства лиц, которые на протяжении последних 5 лет находились на службе в специализированных правоохранительных органах. А значит, новому органу будет крайне тяжело набрать действительно новых людей, не поддерживающих прежнюю коррупционную систему.

Наиболее критичными оказались правки нардепов, уничтожающие политическую независимость органа. Фактически уволить руководителя бюро по политическим мотивам можно по представлению 150 народных депутатов (а это голоса одной или максимум двух фракций в парламенте) с последующим голосованием за это 226 народных депутатов. Также негативно влияют на работу органа внесенные все теме же нардепами изменения в порядок оплаты работы сотрудников бюро.

Что дальше

Принятие закона об Антикоррупционном бюро, как и всех других актов из антикоррупционного пакета, является обязательным условием для получения Украиной очередных денежных траншей от Международного валютного фонда, Мирового банка и Европейского Союза. А значит, есть большие основания полагать, что даже в таком, несколько кастрированном виде, законы будут подписаны президентом и начнут действовать.

Не позднее декабря этого года уже новый парламент должен будет проголосовать за бюджет страны на 2015 год, предусмотрев в нем средства на создание Антикоррупционного бюро и разворачивание всей антикоррупционной инфраструктуры.

В ближайшее время, скорее всего, будет объявлен конкурс на должность руководителя Антикоррупционного бюро, а министерство юстиции откроет доступ к имущественным реестрам.

Но наиболее принципиальным вопросом ближайшего будущего станет голосование - за или против - нового парламента за возвращение Антикоррупционному бюро всех (а не некоторых)  атрибутов независимости.

Алексей Хмара, исполнительный директор Transparency International Украина