Вчерашнее "последнее слово" российского премьер-министра в Государственной Думе - в будущем Путин будет появляться в нижней палате парламента уже как глава государства - должно было, по задумке организаторов, стать праздничным отчетом человека, спасшего Россию от мирового экономического кризиса. Но в сухом остатке путинского появления оказалось не его выступление, а демарш фракции "Справедливая Россия". Фракция  полном составе покинула зал заседаний Государственной Думы после ответа Владимира Путина на вопрос Елены Драпеко относительно нарушений на выборах мэра Астрахани.

Согласно официальным итогам, эти выборы выиграл кандидат "Единой России" Михаил Столяров. Однако кандидат "справороссов" Олег Шеин, занявший второе место на выборах, заявил о многочисленных нарушениях во время голосования и 16 марта вместе со своими сторонниками начал бессрочную голодовку. Несколько дней назад были получены видеозаписи с участков для голосования, которые выборочно, в  случайном порядке проверил Центризбиркомом РФ. И в 16 случаях были найдены нарушения. Удивительно ли, что после этого Астрахань стала новым центром гражданских протестов в России - поддержать Шеина приехали известные активисты, среди которых Алексей Навальный и Илья Яшин. Ситуация ухудшается с каждым днем - как, впрочем, и здоровье Шеина.

А что же Путин?

Он посоветовал "справороссам" обратиться в суд. Президент Дмитрий Медведев, как известно, считает самым справедливым судом в мире украинский, но, положа руку на сердце, российский может с ним посоперничать. И бывший председатель Совета Федерации Сергей Миронов воспринял эту рекомендацию как издевку - потому и отправился прочь из зала вместе с коллегами.

Можно сказать, что Путин ответил вполне в рамках закона - он же не может отменить выборы мэра. Но дело не в этом, а в том, что будущий президент не захотел отнестись к ситуации как политик и вообще оказался слабо информирован в астраханской истории. Не говоря уже о том, что своим ответом Путин усиливает оппозицию: после президентских выборов Миронов пытался проявлять лояльность, выступать против митингов, но теперь оказался чуть ли не главным протестующим.

Астрахань - не мелочь, а симптом: Путин не будет ни адекватным, ни мягким во время своего третьего президентского срока. И это должны понимать как его оппоненты в России, так и партнеры  за рубежом. Не нужно иллюзий: если личные отношения с Путиным испорчены, он не станет их восстанавливать. Сергей Миронов был верным солдатом Путина много лет, а теперь будущий президент даже не оставляет ему шансов на сохранение лица. То же самое касается Виктора Януковича: отношение к нему вряд ли улучшится, и даже приглашение на инаугурацию, посланное на Банковую - отнюдь не признак особого расположения. На церемонии будут не те, кто нравится Путину, а те, кого он хотел бы видеть своими вассалами, и соседство с Александром Лукашенко не сулит Януковичу ничего Хорошего.

Виталий Портников, журналист