Сообщать кому бы то ни было секреты - знак доверительных отношений. Обмен разведданными с союзниками в этом смысле не отличается ничем, здесь тоже все строится на взаимном доверии. Раскрыв на прошлой неделе на встрече в Овальном кабинете с министром иностранных дел и послом России информацию, предоставленную США их союзником, президент Дональд Трамп ясно продемонстрировал, что он доверия не заслуживает, и тем самым нанес весьма серьезный ущерб национальной безопасности США.

Взаимодействие национальных разведок выстроено на определенных правилах и соглашениях. И хотя формальные соглашения часто являются частью протокола, условия для обмена разведывательной информацией создают вовсе не подписи на документах. Такое взаимодействие, скорее, опирается на проверенную многими годами увереность в надежности партнеров, в том числе в части сохранения секретов, которые каждая разведка добывает огромным трудом, а зачастую и ценой немалых жертв.

При этом доверие между разведывательными службами - товар скоропортящийся. Всегда существует угроза того, что раскрытие информации из-за прямого предательства или халатности могут такие отношения прекратить. Именно перед такой угрозой Трамп и поставил свою страну, поскольку он продемонстрировал дружественным разведывательным службам всего мира, что ценности их доверия он не понимает.

Основные факты об откровениях Трампа своим российским гостям, в принципе, уже не подлежат сомнению. Крупные новостные агентства по множеству источников установили содержание президентского монолога, в котором, среди прочего, говорилось об инновационных намерениях Исламского Государства использовать портативные компьютеры и необнаруживаемую взрывчатку для диверсий против гражданских самолетов. Трамп дал россиянам, помимо прочего, указания на положение на карте и на характер ущерба, который такие устройства могут причинить - факты, которые, как сообщается, ранее не сообщались даже европейским союзникам Америки, чтобы избежать возможных утечек и прямой угрозы для источников этой важнейшей информации.

Взаимодействие разведок опирается на проверенную многими годами надежность партнеров, в том числе в части сохранения секретов, которые каждая разведка добывает огромным трудом, а зачастую и ценой немалых жертв.


Трамп утверждает, что он действовал в рамках своих полномочий, потому что президенты США могут рассекретить почти все, что им заблагорассудится. Генерал Г.Р. Макмастер, советник по национальной безопасности Трампа, подтверждает, что Трамп ничего не говорил русским об "источниках и методах", использованных для получения этих разведданных. Несомненно, развитие этого сюжета вскоре даст нам еще больше информации.

Но, какие бы дополнительные подробности ни всплыли, это не изменит того, что Трамп уже сделал. И того, как сделанное им скажется на разведывательном сообществе США - и на защите американских интересов за рубежом.

Для Дэна Коутса, координатора американских национальных разведок в администрации, и для руководителей находящихся в его ведении 16 разведывательных агентств, вопрос очевиден: способен ли вообще президент ответственно относиться к неразглашению чувствительной для национальной безопасности информации? Этот вопрос ставит их отношения с президентом США - их безусловным прямым начальником - с ног на голову.

Например, ежедневные доклады президенту. Введенные в обычай Центральным разведывательным управлением с 1960-х годов, ЕДП, как известно, каждый день предоставляют президенту сводную аналитику и обобщенные отчеты по наиболее существенным источникам. ЕДП предназначены именно и только для хозяина Овального кабинета. И что спецслужбам, которые занимаются сбором разведывательных данных, защитой технических систем стоимостью в миллиарды долларов и обеспечением безопасности сверхважных и уязивимых секретных сотрудников, делать теперь, когда за столом Овального кабинета восседает Трамп?

Примерно такой же вопрос стоит сейчас перед союзными для США зарубежными разведками. Ни одна разведывательная служба не сможет существовать - тем более, успешно работать - сама по себе, тесное взаимодействие с разведками США для них принципиально важно. Американские разведслужбы налаживали  эти связи со времен сотрудничества с партнерами по Второй мировой войне, развивали их в рамках НАТО, привлекали новых азиатских союзников к политически чувствительному и, следовательно, не особо публичному сотрудничеству по всему миру.

Конечно, риски для отношений Америки с разными странами значительно отзличаются. Утечки, сливы данных и другие раскрытия информации в духе Челси Мэннинг и Эдварда Сноудена привлекли внимание к самым разнообразным по степени конфиденциальности способам взаимодействия разведок. Некоторых политических лидеров это смутило, других расстроило, а в некоторых случаях и нанесло явный вред отношениям их стран с США.

Наивно полагать, что трамповское "а-я-зато-вот-что-знаю" не будет приниматься в расчет в мировых столицах при взвешивании рисков, включая переоценку возможного ущерба и выгод от предоставления секретной информации американским партнерам.

На данный момент нет никакой возможности предсказать, как откровения Трампа перед россиянами будут восприняты лидерами зарубежных разведслужб,  и насколько эта история повлияет на их готовность делиться информацией с американскими коллегами. Но, учитывая прошлые откровения, вполне можно ожидать, что без тяжелых последсвий не обойдется. Было бы наивно полагать, что трамповское "а-я-зато-вот-что-знаю" не будет приниматься в расчет в мировых столицах при взвешивании рисков, включая переоценку возможного ущерба и выгод от предоставления секретной информации американским партнерам.

Какими бы ни были результаты таких переоценок, очевидно, что поступок Трампа не пойдет на пользу американским разведчикам. Многие из них строят работу на тесных личных связях с коллегами-профессионалами, которые глубоко осознают ответственность за защиту информации и своих источников, за безопасность системы, которая строилась годами и с огромным трудом. Хотя эти личные отношения вряд ли изменятся, можно уверенно предположить, что их начальство теперь дважды подумает, стоит ли санкционировать передачу американцам чувствительной информации, раз уж ее может выдуть из нынешнего Белого Дома каким-нибудь залетным сквозняком, - особенно если эта информация касается того, что и как собирается предпринять Кремль.

Даже если внимание к нынешней неосторожности Трампа удастся погасить, его связи - и связи его соратников - с Россией остаются предметом пристального интереса, что подчеркнуто назначением специального прокурора для расследования этих связей. Учитывая это, реакция администрации Трампа на все более агрессивное поведение Кремля на терииториях, которые когда-то были сферой влияния Советского Союза - от Восточной Европы до Прибалтики, - также будет отслеживаться в ближайшие месяцы с совершенно особым вниманием.

Не ищите в заголовках газет оценку ущерба, который Трамп нанес отношениям американских разведок с зарубежными партнерами из-за того, что вовремя не осознал своей ответственности за сохранение конфиденциальной информации, жизненно важной для национальной безопасности. Как и по-настоящему важные разведданные, крупицы этого ущерба будут накапливаться постепенно, поскольку друзья и союзники теперь станут куда тщательнее беречь свои открытия - и свое понимание ситуации - лишь для собственного пользования. США, конечно, долго были их ключевым партнером в области разведки. Но с приходом Трампа обмен разведданными с этим партнером внезапно стал рискованным делом, на которое многие из них просто не пойдут.

Кент Харрингтон
бывший старший аналитик и директор по публичным связям ЦРУ

Copyright: Project Syndicate, 2017

Читайте также: Гордость и смятение в Белом Доме

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.