На фоне баталий в одномандатных округах одна важная новость прошла почти незамеченной. В конце прошлой недели первый вице-премьер Валерий Хорошковский был отстранен от  постов члена набсоветов Ощадбанка и Укрэксимбанка. Его место заняла Ирина Носачева - глава киевской налоговой,  человек Сергея Арбузова, то есть Семьи. В эти дни  решается вопрос о том, будет ли произведена замена премьер-министра и главы президентской канцелярии. Среди первых претендентов - также представители Семьи - Сергей Арбузов и Виталий Захарченко. Именно под Семью, как полагают некоторые наблюдатели, готовится намеченная на следующий год продажа ключевых госактивов, в том числе  Ощадбанка.

Все эти тенденции не сулят другим, "старым" олигархам ничего хорошего. Потому что стратегия Януковича в общем и целом понятна. Он выстраивает некое подобие династии. И, соответственно, правление этой династии до конца времен и народов.

С точки зрения политологии господство семейных политических  кланов объясняется желанием обезопасить не столько будущее своих отпрысков, сколько свое собственное правление. Династический режим выводит за рамки игры основной приз - титул правителя, что позволяет сконцентрировать усилия  правящей группировки в едином направлении.

Построение семейной династии в Украине служит этой цели. Это первый, инстинктивный ответ команды Януковича на возможный вызов потери власти. Во многом ускорившиеся тенденции возвышения Семьи связаны с формированием нового парламента, который может стать площадкой для сговора мажоритарщиков и формирования олигархической фронды. Укрепление Семьи и концентрация вокруг нее значительного ресурса -  ответ олигархическим кланам, готовым разложить яйца в разные корзины новой Рады.

В  средние века династическая форма правления была способом физического самосохранения элиты перед лицом постоянных внешних угроз. Низкая производительность и малая добавочная стоимость крестьянского и рабского труда вынуждала государства исповедовать экспансивную политику: захвати, либо будешь захвачен. Стабильная династическая система стала для тех времен историческим ответом на стоящие перед государством задачи.

Во многом ускорившиеся тенденции возвышения Семьи связаны с формированием нового парламента, который может стать площадкой для сговора мажоритарщиков и формирования олигархической фронды

Может ли династия быть эффективной вначале 21 века? Собственно говоря, уже прошлое, 20-е столетие имеет намного больше примеров успешного разрушения династий,  чем их создания. Исключений было немного: сохранившиеся династии Аравийского полуострова контролируют нефть и газ. И многие из них, как например Катарская династия аль-Тани или династия Саудов, контролируют ее благодаря аккуратной политике Британии и США, сделавших ставку именно на эти семьи в постколониальный период. Попытка установления династии Каддафи закончилась известно чем. На наших глазах происходит крах династии Асада в Сирии. Собственно говоря, самая успешная новая династия 20-го века - династия Кимов в Северной Корее, в рамках которой недавно произошла уже вторая передача власти. Однако не стоит забывать, что помимо нескончаемого террора, закрепиться у власти Кимам позволила финансовая помощь СССР. Когда в 70-х годах последовало ее резкое сокращение, никого живого и одновременно готового к сопротивлению режиму Ким Ир Сена в КНДР уже не осталось. Сейчас этот режим удерживается за счет полной изоляции страны и внутреннего террора. Во всех случаях обязательным условием правления династии является монополия на ключевой  для конкретного государства ресурс: энергоносители, продовольствие, право применения силы, оставшуюся для приватизации госсобственность.

На просторах бывшего СССР примеры династических режимов единичны. Династия Алиевых в Азербайджане - пример восточной ресурсной деспотии. Назарбаев в Казахстане практически обеспечил себе пожизненное правление, но вопрос передачи власти там пока открыт. Передача власти в Туркмении проходила неизвестно как - эта страна настолько закрыта, что мы практически ничего не знаем о конфигурации ее правящих групп.

Наиболее близким к  украинскому является режим Александра Лукашенко, пытающегося  сформировать свою династию. Эксклюзивным ресурсом белорусского диктатора выступает десятилетиями отбираемая белорусская бюрократия: в этом отношении Лукашенко может полноправно заявить: Государство - это я! Подчинена Лукашенко и госсобственность. Однако ключ к Белому дому Беларуси лежит все же в кремлевских карманах: без российских экономических дотаций Лукашенко просто не сможет платить своим сторонникам. Так что чистота династического эксперимента в Беларуси нарушена.

Что касается Януковича, то его ситуация еще сложнее,  ни формирование госаппарата, ни собственность не являются его эксклюзивной прерогативой. Может быть,  оппозиции и Западу  удобно видеть в нем диктатора, но в реальности это не совсем так. Напротив, Янукович  пока уязвим: стоит только четырем-пяти крупным налогоплательщикам несколько месяцев не наполнять бюджет, и его президентству конец.  Последние действия Семьи, свидетельствуют о том, что он эту уязвимость осознает. Янукович начинает битву за собственный ресурс. Формирование кадрового резерва, контроль над силовиками и госфинансами, активное наращивание реальных активов Александром Януковичем  - все это свидетельствует о том, что в Украине появляется новая полномасштабная ФПГ. В этой ситуации уже заложен конфликт: если на ограниченном рынке (а в Украине - рынок крайней ограниченный) появляется сильный конкурент, это бьет по остальным игрокам. И вот мы уже видим, что ряд компаний и территорий, которые ранее считались вотчиной Ахметова, уплывают под контроль Семьи, сам Ринат Леонидович вытесняется из родного Донецка в Днепропетровск. Интересы Коломойского страдают в Укрнафте, Фирташа - в газодобыче и нефтепереработке.  Создание династии разрушает тот коалиционный олигархат, который сначала привел Януковича к власти, а затем, путем ревизии Конституции и молчаливого согласия на подавление оппозиции, избавил эту власть от сдержек и противовесов. От того, как разрешится назревающий конфликт Семьи и остальных олигархов зависит стратегия власти на выборах 2015 года. Если Семья сделает ставку исключительно на собственные ресурсы, то оппозиция может неожиданно получить очень влиятельных союзников. Ведь эти ресурсы сначала надо у кого-то отнять...

Выборы-2012: досье партий
Выборы-2012: все новости и аналитика