Предвыборная гонка в пяти проблемных округах началась со скандала. О своем выдвижение по 223-му округу в Киеве заявил известный оппозиционер, соратник Юрия Луценко Юрий Гримчак и воюющая со всеми правозащитница Татьяна Монтян.

Предвыборные истории этих двух людей показательны. Гримчака, ходившего под уголовным делом за попытку срыва ратификации харьковских соглашений, на выборах-2012 руководство Батькивщины поместило на непроходное 91-е место в списке. Нафаршировав список кандидатами в тушки и опрокинув Гримчака, руководство вполне осознанно создало предпосылки для заезда Юрия Николаевича в Лукьяновское СИЗО - перестукиваться со своим другом, шефом и тезкой Юрием Витальевичем. Обида - не совсем правильное слово, которым можно охарактеризовать чувства Гримчака после такого решения. Немного зная его характер, можно сказать, что обиды там не было - была тихая злость.

Татьяна Монтян шла на выборах-2012 по дарницкому 212-му округу, проиграв в итоге оппозиционному генералу милиции Виталию Яреме. Выдвижение Монтян, ярого критика Свободы, способного оттянуть на себя около 10 тысяч голосов у свободовца Юрия Левченко, в общем понятно и в детальном анализе не нуждается. Ситуация с Гримчаком  менее однозначна.

Объективная сторона дела  заключается в том, что выдвижение Гримчака играет на руку власти и только власти
"Вопрос Гримчака" надо разделить на объективную и субъективную стороны. Одни уверены в том, что Гримчак - кандидат от власти, торпеда, пущенная в единого оппозиционного кандидата Левченко. Другие говорят о том, что на фоне дискредитации оппозиции Гримчак как свободный гражданин имеет право выдвигаться, и имеет право на реванш. Второе мнение - это и есть субъективная сторона дела. Предположить, что Гримчак просто взял деньги у регионалов за исполнение роли технического кандидата сложно. Сложно потому, что в свое время, в ходе тушкования демократической коалиции-2010, он сумел устоять перед миллионным (в долларах) искушением. Теперь трудно не признать, что оппозиция поступила с ним в 2012-м несправедливо, и что сам Гримчак - один из ярких украинских полевых политиков, заслуживает места в Раде больше, чем некоторые представители как бы оппозиционной птицефабрики.

Объективная сторона дела  заключается в том, что выдвижение Гримчака играет на руку власти и только власти. 27 тысяч голосов свободовца Левченко за счет Гримчака заметно поредеют.  Таким образом, кандидату от власти (будет ли это Виктор Пилипишин или кто другой) нужно будет зафиксировать свой результат на 25 тысячах голосов. Такое количество вполне реально добыть путем скупки и админресурса.  При этом, электорат округа, скорее всего, будет дезориентирован. Что повлечет за собой уменьшение явки и повысит шансы на манипуляцию результатами голосования. Кроме того, 223-й округ за счет накала страстей будет работать в качестве хлопушки, отвлекающей внимание от четырех других проблемных округов. Понимает ли это Гримчак? Не может не понимать.

Совпадают ли интересы оппозиционера Гримчака с интересами власти на 223-м округе? Совпадают. Можно ли Гримчака за это осуждать? Вряд ли. Сам кандидат идет на такой шаг, прекрасно понимая, в чем совпадают интересы власти и формальной парламентской оппозиции. Вопросы совместных голосований, упаковка списков подставными лицами, срежиссированные блокирования: многие знания - многие печали. И именно по этой причине Гримчак выглядит свободным от моральных обязательств перед оппозицией. Ведь под декларативной полярностью украинской политики прячется синергия. Зачастую декларации "Банду - геть" прикрывают собой целый клубок  внутриэлитных интересов. Поэтому внешне непривлекательный поступок Гримчака - это всего лишь росток невольной политической правды, пробивающийся сквозь асфальт риторической лжи. Соприкосновение с этой правдой может отталкивать. Но даже отвратительная правда не перестает ею быть. 223-й киевский округ - это одновременно и правда, и тупик украинской политики.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ