Политический Майдан 2004 года слили сами политики. Второй, налоговый, уничтожила власть, расколов протестующих и отрезав их от поддержки парламентской оппозиции. Третий - евроинтеграционный - тоже на грани срыва.

С ночи 21 ноября по 26-е на Майдане стояли студенты, журналисты, нардепы, представители интеллигенции, общественных организаций. Без партийных флагов. Но с политическими лозунгами. Помимо требования подписать соглашение об ассоциации с ЕС, популярными были призывы "Правительство - в отставку!", "Президенту - импичмент!".

С 24 ноября по вечер 26-го на Европейской площади оппозиционеры под своими знаменами произносили пламенные речи. А известные украинские музыканты зажигали со сцены. Те, кто стоял на Майдане Независимости, отказывались идти под партийные флаги. Хотя на Европейской были установлены палатки для обогрева. А на Майдане "Беркут" с боем снес даже клеенку, которую протестующие натянули, чтобы укрыться от проливного дождя.

На Майдане уже нельзя озвучивать свои претензии к действующей власти. Можно только просить подписать соглашение об ассоциации с ЕС, петь и танцевать
Вечером 26 ноября Арсений Яценюк зачитал письмо Юлии Тимошенко, которая попросила оппозицию убрать партийные флаги. Он отметил, что оппозиция готова на большее - она сворачивает свои знамена и идет с Европейской на Майдан. Драйв гражданского общества, помноженный на организационные возможности нардепов, должен был дать сногсшибательный эффект.

Вместо этого, члены оргкомитета Майдана, который за несколько дней протеста вырос до невероятных размеров, просто отбрили депутатов. Им запретили выходить на трибуну с политическими лозунгами. Но при этом предложили выставить по периметру свою охрану и всячески способствовать акции. За один день Майдан из центра сопротивления превратился в эдакий ночной клуб.

Тут уже нельзя озвучивать свои претензии к действующей власти. Можно только просить подписать соглашение об ассоциации с ЕС, петь и танцевать. Теперь уже оппозиционные партийцы через соцсети организовывают альтернативную акцию. С партийными флагами и политическими требованиями.

Очевидно, что власть использует технологию, проверенную на Налоговом майдане - отсечь гражданское общество от парламентской оппозиции. И при этом рассорить самих представителей общественных организаций. Это работает. На сцену Майдана уже не может попасть ни идейный, ни ситуативный противник режима Виктора Януковича.

А оппозиция упорно отказывается понимать, почему протестующие не идут под ее знамена. Дело не в том, что кому-то не нравится цвет флага или логотип партии. Дело в том, что после 2004-го украинцы не готовы слепо доверять политикам.

Мы, как дети, продолжаем делить политиков на хороших и плохих. Вернее, ругать плохих и ждать хороших. Забывая о том, что хороших нет даже в Европе. Там есть подконтрольные
Да и сами оппозиционеры не блещут креативом. Они улавливают протестные настроения. Но до сих пор ничего не смогли предложить их носителям. Кроме банальных речей, однотипных резолюций, праздничных концертов и хороводов в треугольнике Рада - Кабмин - Администрация президента. В то время как украинцы ждут от них конкретных действий. Или хотя бы конкретного плана. При этом само гражданское общество зрелости не демонстрирует. Мы, как дети, продолжаем делить политиков на хороших и плохих. Вернее, ругать плохих и ждать хороших, как барышня на выданье. Забывая о том, что хороших нет даже в Европе. Там есть подконтрольные.

Парламентские оппозиционеры уже нацелены на президентские выборы 2015 года и называют это "длительной борьбой с режимом". Самые активные общественники намерены стоять на Евромайдане до смены власти. Если третий Майдан будет слит, одни на нем точно до 2015-го не простоят. А другие окончательно растеряют свой электорат. Даже если привезут жизнеутверждающий месседж из Вильнюса о готовности ЕС подписать ассоциацию с новым президентом.

Оппозиции от граждан нужна поддержка на выборах и, в случае необходимости, на улице. Гражданам от оппозиционеров - гарантии того, что придя к власти, они будут выполнять свои публичные предвыборные программы, а не тайный финплан. Нужно договариваться о новых условиях взаимоотношений между гражданами и будущей властью. Иначе ситуация в стране будет становиться только хуже.

Ирина Шевченко, ЛІГАБізнесІнформ